Имеются сведения, что дом одно время был адресом и выдающейся певицы и педагога М. А. Дейши-Сионицкой - первой исполнительницы в Москве партий Ярославны (в опере "Князь Игорь") и Лизы (в опере "Пиковая дама"). Она организовывала "Музыкальные выставки" - концерты камерной русской и иностранной музыки, была одним из инициаторов создания Московской народной консерватории.
Но наиболее существенно то, что владельцем большого участка земли со строениями между улицами Арбат и Молчановка в 1887 году стал генерал Альфонс Леонович Шанявский, женатый на наследнице сибирских золотопромышленников-миллионеров. Супруги Шанявские стали инициаторами основания в Москве "вольного" университета и обеспечили это благое начинание материально. Лидия Алексеевна Шанявская была одержима идеей организации высшего женского образования. Первоначально Шанявские думали о возрождении в Москве Высших женских курсов, открытых в 1872 году, но спустя 16 лет прикрытых. После восстановления работы курсов в 1900 году планировалось создать учебное заведение, где могли бы обучаться лица обоего пола, независимо от национальности и религии. По мысли устроителей, оно должно было служить целям "распространения просвещения и привлечения симпатий народа к наукам и знанию". Шанявские были поддержаны в своих намерениях видными московскими интеллигентами. Особенно деятельно помогал им известный молодой книгоиздатель М. В. Сабашников; председателем правления стал Н. В. Давыдов (слова которого об арбатских переулках приведены выше). Угрожающее состояние здоровья Шанявского ускорило его решение передать арбатское земельное владение (среди строений которого тогда было более десяти жилых домов в несколько этажей) в дар Московской городской Думе с условием устроения на получаемый от этого доход университета Шанявского*. Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского (таково его официальное название) открылся в октябре 1908 года с двумя отделениями - научно-популярным четырехгодичным (дававшим знания в объеме гимназии) и академическим трехгодичным (в объеме программы университета - и по гуманитарным, и по естественным наукам). Большое внимание уделялось организации лабораторий и семинаров для самостоятельной работы, для чего были привлечены к преподаванию виднейшие профессора. Когда в 1911 году Московский университет покинули в знак протеста против реакционных действий министра Кассо прогрессивно настроенные ученые, то многие из них стали преподавать в университете Шанявского. Занятия проходили в разных зданиях города, пока в 1912 году для университета не было построено здание на Миусской площади, где сейчас размещается Российский государственный гуманитарный университет, решением руководства которого внутри здания установлен бюст Шанявскому.
С Арбатской площади прежде видна была и колокольня храма Николы Явленного на углу Арбата и Серебряного переулка, дивный памятник отечественной архитектуры, составлявший самую большую привлекательность внешнего облика улицы. В 1931 году колокольню безжалостно снесли. Место это дважды упомянуто в "Войне и мире" Л. Н. Толстого. Храм был почитаемый, с прославленным хором. Церковь обрела "выдающуюся почетную известность" попечительством о бедных (особенно о детях священнослужителей). В связи с 300-летием династии Романовых рядом с храмом задумано было расположить благотворительный религиозно-просветительский центр Братства Святителя Николая с библиотекой, училищем, залом для собраний.
Соседний участок получен был в приданое матерью А. В. Суворова; по одной из версий великий полководец там и родился. А дом N 14 - ампирный особняк с колоннами - был заметно выдвинут на тротуар (о жителях его пойдет речь далее). В послереволюционные годы особняк называли домом с привидениями - о преданиях, связанных с ним, в 1927 году рассказывал на заседании общества "Старая Москва" краевед Е. 3. Баранов. Это отражено в его книге "Московские легенды". Дом погиб в 1941 году от зажигательных бомб (в одну ночь с чудом нашей московской архитектуры стиля ампир - особняком, построенным О. В. Бове для князей Гагариных на Новинском бульваре; перед войной там располагалась Книжная палата).
Отсюда теперь хорошо видно первое из высотных зданий Новоарбатского проспекта, обезобразившего эту, казалось бы, заповедную часть Москвы. Там среди многих учреждений помещается радиостанция "Эхо Москвы", героическое поведение работников которой памятно пережившим дни октябрьского путча 1993 года. (Тогда, впрочем, радиостанция находилась на Никольской улице.)
В начале недавно возникшего Новоарбатского проспекта (называвшегося ранее Калининским) видим здание, где долгие годы был родильный дом имени Грауэрмана. (Его прежний адрес: Большая Молчановка, д. 5.) Там многие, в том числе и самые известные, арбатцы послереволюционных поколений впервые увидели свет Божий. В Приарбатье принято говорить: "Мы все - от Грауэрмана". Напротив, на другой стороне проспекта, на подступах к Дому книги, стоит изящная церковь Симеона Столпника - древнейшее и единственное допетровской постройки здание района (воздвигнута в 1679 году). Расположенная на пригорке, она как бы господствовала в ту пору над соседними домами, сейчас же, как грустно замечает Ю. А. Федосюк, "выглядит миниатюрной сувенирной безделушкой"63. В этой церкви нарочито скромно венчались граф Н. П. Шереметев и его бывшая крепостная актриса Параша Жемчугова (Ковалева). Там же позднее была свадьба писателя С. Т. Аксакова. От брака с О. Заплатиной родились известные писатели и общественные деятели Константин и Иван Сергеевичи Аксаковы. Жили молодые Аксаковы в снесенном доме N 2 на Молчановке. Затем часто меняли квартиры (которые снимали обычно лишь на зиму), но чаще всего в переулках Приарбатья**. Церковь была приходской для Гоголя в последние годы его жизни.
Упомянута она и в "Евгении Онегине", в VII главе - в приходе ее поселил Пушкин знакомого юных лет матери Татьяны Лариной: в те годы он был "славный франт, игрок и гвардии сержант", а ныне, отвечает московская кузина, "в Москве живет у Симеона: меня в сочельник навестил, недавно сына он женил".
Указание знатока социальной топографии Пушкина отнюдь не случайно. Он мог наблюдать в те годы то, что в Немецкой слободе и близлежащих местах, как правило, оставались жить либо старомодные баре, обитавшие в больших унаследованных усадьбах с садом и многочисленными службами (как старуха Хлестова, тянущаяся час с Покровки к дому Фамусова), либо обедневшая знать, как отказавшаяся от выходов в свет старая дева - княжна Алина***. Остальные старались поселиться ближе к Дворянскому собранию и дому губернатора (так поступили и родители самого Пушкина). Соседние с церковью Симеона Поварская и Никитский бульвар были, по отзывам современников, в послепожарное время улицами дворцового типа особняков, где обычны бал и вечерний журфикс.
На углу Поварской и Большой Молчановки, в доме князя Гагарина (снесенном при прокладывании нового проспекта), помещалась 5-я мужская гимназия, единственная казенная мужская гимназия на две - Арбатскую и Пречистенскую - полицейские части. Там обучались философ и поэт В. С. Соловьев, психиатр С. С. Корсаков.
* Встречающееся в новейшей литературе утверждение, будто Шанявские жили в Москве в их арбатском доме и двери именно этого дома "были открыты для московской интеллигенции"61, неосновательно. Действительно, приезжая в Москву из Сибири, Шанявская останавливалась в гостинице "Столица". Но Сабашниковы (сами выходцы из Сибири и давние близкие знакомые Шанявских) уговорили ее переехать в их дом. У них Шанявские впредь и проживали, пока не обосновались на постоянное житье в доме на углу Дурновского переулка и Новинского бульвара, где генерал в 1905 году и скончался. (Это все подробно описано в "Воспоминаниях" М. В. Сабашникова62, в предреволюционные годы бывшего председателем правления университета.) Возможно, что сибирская миллионерша не случайно остановилась в сравнительно нереспектабельной гостинице и еще тогда присмотрела этот большой земельный участок для использования в филантропических целях. Неточна и формулировка, будто все обитавшие в доме N 4 известные писатели, ученые, музыканты останавливались именно в гостинице; некоторые из них постоянно проживали в домах, находившихся во дворе, как, например, историк литературы профессор С. К. Шамбинаго (в квартире его любили собираться университетские профессора).
** С осени 1848-го до лета 1849 года Аксаковы жили в особняке по нынешнему адресу: Сивцев Вражек, 30. Постоянными посетителями дома были писатели, актеры, там отмечал свое 40-летие Гоголь. В 1984 году в доме открылась экспозиция Государственного Литературного музея о русской литературе XIX в. К юбилею - 500-летию Арбата экспонировалась выставка "Люди Арбата. Очерк литературной жизни XVIII - XX веков".
*** Доклад мой "Ларины и московская аристократия" о социотопографических приметах московской жизни в "Евгении Онегине", позволивших определить принадлежность матери Лариной к фамильной московской аристократии и тем самым показать, что брак Татьяны с генералом князем (так же, как и возможный брак с родственником его - столичным аристократом Онегиным) в глазах дворянского общества не выглядел мезальянсом, состоялся на научной конференции памяти Ю. М. Лотмана в Государственном музее А. С. Пушкина "Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" 14 декабря 1993 года.