Кладоносная земля Арбата
(Строки истории, археологические находки, клады)
Александр Векслер
Лет пятнадцать назад почти полностью был перекопан старый Арбат. На всем его протяжении менялись коммуникации, с перегруженной прежде движением трассы был полностью снят транспорт - улица готовилась стать пешеходной. Тогда постоянно в арбатских котлованах рядом со строителями можно было видеть археологов, которые фиксировали сложные по составу, нередко напоминающие слоеный пирог, напластования, отложившиеся за столетия истории. Поистине "не вдруг Москва строилась", непрерывно при этом обновляясь... Сооружения разрушались от времени, на их месте воздвигались новые постройки, а основания старых, их строительные фундаменты оставались в земле, все глубже в нее врастая. Извечным бедствием для деревянной в своей основе древней застройки города были пожары, которые зачастую буквально опустошали город. О крупнейших из них повествуют летописи и напоминают земные пласты. В основании трех-четырех-метровой толщи земли вдоль начала Арбата залегает горизонт докрасна прокаленной глины, золы, угля. По археологической датировке, обнаруженные обугленные сооружения - это следы пожара 1493 года, в летописном описании которого и прозвучал впервые городской топоним "Орбат" (Арбат). Пожар начался в воскресенье 28 июля от церкви Святого Николы "на Песку", а затем при сильном ветре перебросился к храму Бориса и Глеба "на Орбате" - далее до Петровской слободки. Полностью выгорел посад "за Неглимною", т. е. вся арбатская местность за рекой Неглинной, даже в Кремле сгорели дворы великого князя и митрополита. Более двухсот человек погибло тогда в огне, и "многим бо тогда людям скорбь бысть"1. По преданию, страшный пожар произошел от оставленной в арбатской церкви свечи, и память о трагическом происшествии конца XV века надолго запечатлелась в народной поговорке: "От копеечной свечки Москва сгорела". Дотла выгорело все вокруг - и далеко за пределами Арбата, о происхождении названия которого существует ряд версий.
По одной из них слово имеет арабское происхождение, занесенное восточными купцами, и означает "предместье"2 - совершенно несомненно при этом, что не только в XV веке, но и до XVII столетия Орбатом (Арбатом) называлась вся местность к западу от Кремля, лежавшая между древними дорогами, ставшими позже улицами Знаменкой и Большой Никитской.
Касаясь вопроса о древности торговых связей с арабским миром, можно отметить, что клады арабских монет в Москве известны издревле, причем один из ранних, много старше самого города, относящийся к IX веку, был найден поблизости от древнего Арбата у устья ручья Черторыя3. А в самом Кремле в одном из археологических кладов XII - XIII вв. был найден массивный золотой перстень со вставкой редкого камня - огненного топаза с арабской надписью4. Восточные купцы торговали в Москве у кремлевских стен с XV века, и по одной из версий современных лингвистов-тюркологов слово "рабад" ("арбат") может быть истолковано как произвольное от глагола "вязать", "привязывать лошадей", а само понятие означало постоялый двор5. Известна в науке и теория происхождения названия Арбат на основе русского слова "горбат" - знаменитый историк Москвы И. Е. Забелин в конце XIX века высказывал предположение, что древний топоним отражал "кривизну местности, сохранившуюся до сих пор в искривлении Никитского бульвара". Работая со старинными планами Москвы, Забелин установил, что "местность Арбата, изображая кривую линию, уходила внутрь города на 150 сажен"6. Гипотеза эта вызывает возражение современных лингвистов: в московской топонимии неизвестны случаи образования названий в краткой форме прилагательного, к тому же форма "горбат" не отмечена ни в одном письменном источнике.
По старинным документам прослеживается развитие срединной дорожной трассы средневековой местности Арбата, название которой в дальнейшем сохраняет только улица в пределах исторического Земляного города. Первоначально это была Можайская дорога от Московского града на запад, проходившая по нынешним улицам Воздвиженке и Арбату - она отмечена в документах 1410 - 1431 гг.7. С ростом торговых связей со Смоленском улица стала именоваться Смоленской, но долго еще называлась она и Арбатской, как и ее продолжение - современный Арбат. В 1658 году царским указом улица официально переименовывается в Смоленскую, а Арбатские ворота Белого города - в Смоленские. Но с течением времени (в XVIII веке) старое название было вытеснено названием Воздвиженка - по Крестовоздвиженскому монастырю, стоявшему на ней с начала XVI века. Смоленская дорога - древний Арбат - и тогда являлась главной по направлению на запад, весь же путь от Москвы до Смоленска в XVI в. можно было преодолеть за семь дней8. В 1563 году по Смоленской дороге возвращался в Москву из похода под Полоцк Иван IV Грозный. Летопись рассказывает о встрече царя: "...царь и великий князь поехал из Крылацкого к Москве. А приехал царь к Москве и встретил его со кресты Макарий митрополит у Бориса и Глеба на Орбате... иде же государь с Макарием митрополитом и со всем освященным собором в град наш, а с ним князья и бояре и вельможи и множество народа"9.
Въезжали по Смоленской дороге в город и западноевропейские посольства. В описании дипломата Стефана Гейса путешествия в Москву посла австрийского императора Николая Варкоча читаем: "...Перед тем, как въехать в Москву, невдалеке от этого города мы переправились сначала на пароме через Москва-реку, довольно большую и судоходную... затем взобрались на гору... Нас провели через первую обводную стену города - деревянную, а потом очень длинной дорогой (Арбат) в средний город, за другую стену крепкой каменной стройки..."10 Характер застройки Москвы XVI века описан посланником английской королевы Елизаветы Джильсом Флетчером: "Дома их деревянные, без извести и камня, построены весьма плотно и тепло из сосновых бревен, которые кладутся одно на другое и скрепляются по углам сваями. Между бревен кладут мох... для предохранения от действия наружного воздуха. На улицах вместо мостовых лежат обтесанные сосновые бревна, одно подле другого"11. При реконструкции Арбата в 1985 году москвичи могли узреть те самые бревенчатые мостовые, удивлявшие некогда иностранных путешественников. Во время строительных работ линии бревен, частью срезанные ковшом экскаватора, выступали из земли вдоль стенок траншеи по всему Арбату. Археологические наблюдения позволили тщательно зафиксировать ярусы деревянных мостовых, проследить их трассировку, а образцы бревен были взяты с различной глубины на дендрохронологический анализ. Оказалось, что деревянные мостовые ярусами наслоились в земле Арбата. Это объясняется тем, что в разное время обветшалые, заплывшие землей бревна при ремонте не вынимались, просто на них накладывали новые ряды. При этом каждый горизонт мостовой непременно укреплялся на длинных продольных бревнах - лагах. Таких ярусов в арбатских напластованиях, отложившихся в XVI - XVII веках, выявлено четыре12.