Обзор города с Воробьевых гор до настоящего времени остается необходимой частью обзорной экскурсии по Москве для гостей столицы. Почти всегда можно увидеть там и "неорганизованных" москвичей, тех "уединенных зрителей", о которых два столетия назад говорил М.Н. Муравьев. Вид на Москву имеет магическую облагораживающую силу: сколько возвышенных мыслей и благородных порывов родилось здесь при его созерцании! Вспомним хотя бы юных Герцена и Огарева. "Запыхавшись и раскрасневшись, стояли мы там, обтирая пот, - вспоминал Герцен. - Садилось солнце, купола блестели, город стлался на необозримое пространство под горой, свежий ветерок подувал на нас, постояли мы, постояли, оперлись друг на друга и вдруг, обнявшись, присягнули в виду всей Москвы пожертвовать нашей жизнью на избранную нами борьбу..." А Огарев в этюде "Три мгновения" рассказывает о том, что они тогда чувствовали: "...Два юноши, оба на заре жизни, смотрели на умирающий день и верили его будущему восходу... Смотрели, как гаснет свет проходящего дня, и верили, что земля ненадолго останется во мраке. И сознание грядущего электрической искрой пробежало по душам их, и сердца их забились с одинаковой силой. И они бросились в объятия друг другу..."
С годами одни места обзора Москвы переставали ими быть, так как новая многоэтажная застройка закрывала вид от зрителя: так произошло с "прелестным" видом "с бывшего места князя Безбородко, в Яузской части". С другой стороны, те же многоэтажные дома становились новыми площадками, с которых можно полюбоваться Москвой, как, например, стала ею крыша одного из первых высотных домов Москвы - дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке. "На самую высшую точку в центре Москвы я поднялся в серый апрельский день, - пишет М.А.Булгаков в фельетоне 1922 года "Сорок сороков". - Это была высшая точка - верхняя платформа на плоской крыше дома бывшего Нирнзее, а ныне Дома Советов в Гнездниковском переулке. Москва лежала, до самых краев видная, внизу. Не то дым, не то туман стлался над ней, но сквозь дымку глядели бесчисленные кровли, фабричные трубы и маковки сорока сороков".
Крыша дома Нирнзее строилась плоской, поскольку она и задумывалась как площадка обзора, в 1910-20-е годы на ней работало летнее кафе.
Причиной и поводом для появления пословицы "Кто в Москве не бывал, красоты не видал" послужили, конечно, панорамы Москвы. И сейчас широкие московские панорамы все еще прекрасны, даже обезображенные новым строительством, не учитывающим ни общего вида города, ни московской специфики. В 1957 году К.Ф. Юон написал картину "Новая Москва", на которой изобразил вид Москвы с Воробьевых гор. Художник, естественно, акцентировал внимание, воплощая свой замысел, на новостройках, в первую очередь, на стадионе "Лужники", занявшем прежние луга. Но все равно панорама Москвы и на этой картине предстает белой громадой с проблесками золотых куполов, как и на старом, столетней давности, пейзаже Айвазовского...
На грани XIX и XX веков в художественном восприятии Москвы, в эстетическом любовании ею был открыт новый аспект. И это открытие сыграло такую же роль, как в свое время открытие московских панорам Н.М. Карамзиным.
Правда, нельзя назвать имя того, кто сделал это открытие, но оно свершилось и нашло свое воплощение и в литературных произведениях, и в изобразительном искусстве. Люди, как будто бы отведя глаза от дальних панорам, посмотрели рядом с собой и увидели, что переулок, улица, которыми они, не глядя на них, пробегали к зрительной площадке, так же красивы, и их красота, отличная от красоты просторных далей, не менее говорит душе. Конечно, это было подготовлено рисунками, гравюрами московских улиц начала и середины XIX века. В XVIII - XIX веках рисунки были в основном документальными, репортажными работами, и потребовались десятилетия, чтобы появился поэтический "Московский дворик" В.Д. Поленова, "Улица в Замоскворечье" и "На Арбате" М.М. Гермашева, серии гравюр И.Н. Павлова: "Уходящая Москва", "Московские дворики", "Уголки Москвы". И одновременно все определеннее осознается эстетика города литераторами. В 1899 году В.Я. Брюсов писал в письме И.А. Бунину: "Вы не любите городской весны, а моим раздумьям она ближе, чем грязь в деревне и голые сучья обесснеженного леса. Мы мало наблюдаем город, мы в нем только живем и почему-то называем природой только дорожки в саду, словно не природа камни тротуаров, узкие дали улиц и светлое небо с очертаниями крыш. Когда-нибудь город будет таким, как я мечтаю, в дни отдаленные, в дни жизни, преисполненной восторга. Тогда найдут и узнают всю красоту телеграфных проволок, стройных стен и железных решеток". Впрочем, Бунину тоже не была чужда эстетика города, вспомним хотя бы его стихотворение "В Москве": "Здесь, в старых переулках за Арбатом, совсем особый город..." А Брюсов о новом восприятии Москвы писал во многих стихотворениях:
Я люблю у застав переулки Москвы,
Разноцветные, узкие, длинные...
Я люблю большие дома
И узкие улицы города...
Зодчество церквей старинных,
Современный прихотливый свод,
Много зданий - высоких, длинных,
Улицы неуверенный поворот...
Это обращение к камерному московскому пейзажу неизмеримо обогатило эстетическое восприятие Москвы, заметно увеличив количество ее признанных прелестных видов. Талантливый, чутко чувствовавший красоту Москвы, исследователь ее архитектуры и истории, Евгений Николаев в середине 1960-х годов составил для себя небольшой списочек таких видов, озаглавив его "Точки зрения": "1. Солянка на последнем изгибе (левая сторона, если идти к Яузским воротам). Видно, как стоит Яузская больница. 2. Середина бульвара, идущего к площади Ногина. Видно: церковь на Кулишках, купол Опекунского совета, колокольню церкви Троицы в Серебряниках. 3. Волхонка (около дома конца XVII в. у Пречистенских ворот). Видно: Замоскворечье, церковь Григория Неокесарийского и колокольню церкви Троицы в Вишняках..." Каждый москвич, не спеша побродив по Пречистенским переулкам, или по улицам Замоскворечья, или вокруг Ивановского монастыря, или по Девичьему полю, или в какой-нибудь другой части старой Москвы, отметит много таких "точек зрения", свидетельством тому регулярно появляющиеся на всех выставках московских художников московские виды.
Художники - авторы камерных московских пейзажей - также внесли свою лепту в подтверждение старой пословицы "Кто в Москве не бывал, красоты не видал".