В одном из черновых набросков Пушкин как будто бы соглашается продолжить роман: "Пожалуй - я бы рад..." Но среди рукописей поэта продолжения "Евгения Онегина" нет. Скорее всего, если и считать две эти "онегинские" строфы началом продолжения романа, то на них работа и остановилась. Однако вернемся к сочинению А.Е. Разоренова.
Его книга начинается стихотворным предисловием, в котором автор объясняет свои намерения и причину, почему он написал это "Продолжение и окончание". Сначала он обращается к А.С. Пушкину:
О, тень великого поэта!
Из недр неведомого света
На труд ничтожный мой взгляни -
И, если стою - побрани
За то, что к твоему творенью
Я окончанье написал
И, волю дав воображенью,
Героя в нем дорисовал.
Далее автор адресуется уже к читателю книги:
...здесь сам Пушкин виноват,
Что я являюсь к вам поэтом...
Его читая сочиненья,
Я так им очарован был,
Что я себя и все забыл.
И вдруг, в порыве увлеченья
Не много думав, сгоряча,
Я создал это вам творенье,
Что называется, - сплеча.
Издание же своего "творенья" он объясняет тем, что
...желал сердечно
Пред строгим светом показать,
Как сильно было то влиянье
Родного гения-певца
На самоучку-простеца
Без всякого образованья...
После предисловия идет собственно само "Продолжение и окончание" романа в стихах. Оно состоит из двадцати глав и эпилога. Главы написаны почти "онегинской строфой", в каждой из них, как у Пушкина, по 14 строк, но не всегда соблюдается пушкинский ритм, несколько раз (как и в романе Пушкина), повествование прерывают вставные элементы: песни, письма, развернутый диалог с обозначением имен говорящих.
Действие первой главы "Продолжения" начинается сразу же после решительного объяснения Онегина с Татьяной в Петербурге, когда она сказала ему роковые слова:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Разоренов описывает душевное состояние Татьяны после этого объяснения:
Татьяна, жалкая Татьяна!
Еще ты любишь все тирана,
Который жизнь твою сгубил:
Твоей любви не оценил...
Наступила полночь. Но Татьяна не может заснуть.
И вот в ее воображеньи -
Пред ней Онегин все стоит:
Вот он колени преклоняет,
Бледнеет, плачет и дрожит,
Как сильно, бедный, он страдает!
Татьяна вспоминает прошлое: жизнь в родительском доме, первое объяснение с Онегиным. Она понимает, что любит его по-прежнему, но
...твердо уж она решила,
Как ни был мил и дорог он,
Молчать о прошлом, как могила,
Храня супружества закон:
И ей ли сделать преступленье?
Нарушить честь? Какой позор!..
Нанесть супругу оскорбленье!..
Впрочем, так убеждал ее рассудок, сердце же не хотело слушать его доводов:
Меж тем ее унылый взор
В толпе волнующей блуждал
И все кого-то там искал...
Евгений Онегин, "чтобы забыть любви страданья", сначала хотел было жениться, но, решив, что этим он только погубит будущую жену, сам же все равно останется "с разбитым сердцем и душою", пустился в разгул. Тройки, шампанское, цыгане, арфистки, карты не смогли отвлечь его от дум о Татьяне, он
Не мог никак себя заставить
Забыть Татьяны сладких слов:
"Я вас люблю, к чему лукавить..."
Тогда Онегин уезжает в Париж и там предается разгулу.
Пошел кутеж за кутежом,
И заварилась та же каша
В большом парижском том горшке,
И трудовая деньга наша
Встряхнулась в толстом кошельке
И стала таять, словно лед,
Который солнышко печет.
Разоренов включает в свой роман и авторские отступления, в которых по ходу рассказа делает философские, моральные или эстетические обобщения, но надо отметить - почти всегда в них присутствует социальный оттенок. Вот, например, авторское отступление после описания кутежей Онегина в Париже:
Вы скажете: "Такой кутила
Лишь в низких классах может быть!"
Согласен! но не в этом сила,
А кто желает как кутить:
Одни от горестей кутят,
А те жить весело хотят.
Во всех есть классах исключенье,
Кто как какую жизнь ведет;
И так, какое ж в том сомненье,
Что наш герой изрядно пьет?
В нем не было к тому влеченья -
Желал бы даже он не пить,
Он жаждал лишь в вине забвенья, -
Чтобы тоску любви забыть.
У всех во всем свои причины,
Всех может горе посетить,
Но в дни невзгоды и кручины -
Не каждый может трезвым быть;
И эти люди пьют и пьют,
Но горя жизни не зальют!..
Разоренов относится к Онегину с явной симпатией, и из той "бездны порока", в которую бросила Онегина несчастная любовь, он выводит его к духовному прозрению.
Из Парижа Онегин возвращается в Россию и уезжает в свою деревню. (Разоренов не описывает ее, потому что с ней "читатель наш давно знаком".) Отдохнув с дороги "дня два", Онегин выходит прогуляться в поля.
Жара, кипит в полях работа -
Крестьяне всюду косят, жнут,
С утра до ночи капли пота
С их лиц обильные текут.
Онегин, полный размышленья,
Как будто с чувством уваженья,
Глядит, как трудится народ,
На эту силу, этот пот,
И даже чувство сожаленья
Невольное проснулось в нем:
"Как люди те до утомленья
Работают?.. своим трудом -
Всех кормят, сами же порой
Страдают тяжкою нуждой!.."
Тут, конечно, сказался в Разоренове крестьянин. Вообще симпатия автора к Онегину зиждется на том, как он представляет отношение пушкинского героя к крестьянам, и впоследствии рассказ о судьбе Онегина завершается именно этой линией.
Онегин заходит в деревню и видит сидящего на завалинке старика слепца, заводит с ним разговор, предлагает денег, но старик отвечает, что счастье не в деньгах, а "в доброй жизни". Эта мысль поразила Онегина, и он решает вести "добрую жизнь".
Затем в церкви Онегин встречает "старушку Ларину" - мать Татьяны - и получает приглашение на обед.
Разоренову очень дороги пушкинские герои, поэтому ему всегда хочется сказать о них доброе слово, отметить достоинства. "Старушку Ларину" он сравнивает с ее гостьями-соседками, "типами старых людей", и находит в ней весьма существенное отличие от них:
Но здесь - хозяйка исключенье
Из этой касты потому,
Что к ней коснулось просвещенье -
Она училась кой-чему.
В младые годы жизнь в столицах,
И чтенье книг, и зрелость дум,
Когда еще была в девицах,
Развили в ней природный ум.
Конечно, в новом поколенье
Она отставшая б была,
Но верно то, в чем нет сомненья, -
Она от типов тех ушла.
Итак, почтенных тех гостей
Она ученей и умней.
Ларина приводит Онегина в комнату Татьяны, в которой все осталось так, как было прежде, и предлагает:
В альбомы Танечки взгляните,
Ее рисунки посмотрите,
Стишки в них можете писать -
Пускай прочтут - она и зять.
Онегин рассматривает альбомы Татьяны, среди рисунков и переписанных стихов известных поэтов он находит