"К НЕОКОНЧЕННОМУ РОМАНУ "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН" СОЧ. А. ПУШКИНА ПРОДОЛЖЕНИЕ И ОКОНЧАНИЕ..."
Герои великих произведений литературы, придя на страницы книг из преходящего и уже никогда в будущем не повторимого отрезка жизни человеческого общества, затем снова возвращаются к людям, обретя если не бессмертие, то, во всяком случае, мафусаилов век, и становятся современниками новых и новых поколений.
Причем литературные герои порой обретают такую реальность существования, что оказывают влияние на жизнь людей. К ним апеллируют как к авторитетам, обстоятельства их биографий, черты характера обсуждаются с заинтересованной горячностью. И у многих, естественно, возникает желание вмешаться в судьбу этих литературных современников, что-то им посоветовать, поправить их, как люди любят это делать в отношении своих знакомых, родственников и соседей.
На научной основе учат литературных героев жить критики и литературоведы.
Те, кто обладает творческой жилкой, подходят к вопросу творчески: пишут продолжения и переработки популярного произведения.
Эти продолжения и переработки, как ничто другое, наглядно обрисовывают облик эпохи, в которую они пишутся, и авторов, которые их пишут. В этих продолжениях и переработках отражаются социальные изменения, произошедшие в обществе, эволюция моральных принципов. Новая трактовка старого образа при одновременном существовании и старой дает уникальную (и единственную до изобретения "машины времени") возможность
...посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший.
Герои "Евгения Онегина" - романа в стихах А.С. Пушкина - начиная с 1825 года, когда была издана его первая глава, вошли в русскую жизнь и стали таким существенным ее элементом, что сейчас русский национальный характер без них просто невозможно представить.
За полтора века имена героев "Евгения Онегина" не раз использовались в сочинениях других авторов: были тут и спекулятивные подделки (найдена, мол, новая рукопись Пушкина!), и подражания, и пародии, и - традиционный прием юмористов и сатириков - перенесение персонажей из далеких времен в сиюминутность:
В трамвай садится наш Евгений,
Наивный, милый человек!
Не знал таких передвижений
Его непросвещенный век.
Судьба Евгения хранила:
Ему лишь ногу отдавило
И только раз, толкнув в живот,
Ему сказали: "Идиот!"
Подделки, пародии и сатиры интересны как курьезы и анекдоты. Но здесь речь не о них, не об использовании "Евгения Онегина" для разного вида спекуляций, а о влиянии созданных пушкинским гением художественных образов на жизнь общества, о живом представлении разными поколениями образов Татьяны, Онегина, Ленского, о судьбе литературного героя в потоке времени.
* * *
В 1890 году в Москве, в типографии Л. и А. Снегиревых (Остоженка, Савеловский переулок, собственный дом), была напечатана книга: "К неоконченному роману "Евгений Онегин" соч. А. Пушкина продолжение и окончание соч. А. Разоренова". Под названием на титульном листе стоят два эпиграфа:
Блажен, кто про себя таил
Души высокие созданья
И от людей, как от могил,
Не ждал за чувство воздаянья.
А.Пушкин
Но тот блаженней много крат,
Кто чувством с ближними делился,
На суд их правый не сердился
И не желал от них наград.
А. Разоренов
К тому времени, когда вышло "Продолжение и окончание "Евгения Онегина", его автор, Алексей Ермилович Разоренов, был уже семидесятилетним стариком; более полувека он писал стихи и печатался в различных периодических изданиях и коллективных сборниках, а вот отдельной книгой его сочинения никогда не издавались. "Продолжение и окончание" - его первая книга - так и осталась единственной, что также выглядит достаточно символично.
Разоренов принадлежал к славной плеяде старшего поколения так называемых "писателей из народа", "писателей-самоучек". Он родился в 1819 году в сельце Малое Уварово Коломенского уезда Московской губернии, в крестьянской семье. О достатке семьи весьма красноречиво говорит семейное прозвище - Разореновы...
В юности Разоренов ушел из родного села в поисках заработка. Судьба привела его в Казань. Было это в 1850-х годах. Там он сначала торговал на базаре калачами, затем устроился статистом в театр. Служа в театре, Разоренов начал сочинять стихи. Эти стихи, в духе народных песен, нравились знакомым, и в театре его прозвали сочинителем.
Однажды в Казанском театре гастролировала известная водевильная актриса Надежда Васильевна Самойлова. Для бенефиса она выбрала французскую сентиментальную пьесу "Материнское благословение, или Бедность и честь", в которой должна была петь. Но французские куплеты ей не нравились, и она захотела их заменить русской песней, причем не общеизвестной, а новой.
Кто-то сказал ей, что в театре имеется свой сочинитель, который как раз сочиняет песни. Актриса объяснила Разоренову, какого характера песня ей нужна для этого водевиля, и на следующий день Разоренов принес ей стихи.
Стихи понравились, песня в бенефис была исполнена и имела огромный успех. Это была популярная и в наши дни песня "Не брани меня, родная". Сейчас ее поют, как это обычно и случается со стихами, ставшими народной песней, в различных переработанных вариантах, поэтому привожу ее настоящий, разореновский текст. Его напечатал в своих воспоминаниях И.А. Белоусов, записавший песню от самого Алексея Ермиловича Разоренова.
Не брани меня, родная,
Что я так люблю его.
Скучно, скучно, дорогая,
Жить одной мне без него.
Я не знаю, что такое
Вдруг случилося со мной,
Что так бьется ретивое
И терзается тоской?..
Все оно во мне изныло,
Все горю я, как огнем;
Все не мило, все постыло,
Все страдаю я по нем!..
Мне не надобны наряды
И богатства всей земли,
Кудри молодца и взгляды
Сердце бедное сожгли...
Сжалься, сжалься же, родная,
Перестань меня бранить,
Знать, судьба моя такая:
Я должна его любить!..
В начале 1860-х годов Разоренов перебрался в Москву и открыл небольшую ("похожую на шкаф", - вспоминает один из его знакомых, писатель А.В. Круглов) овощную лавочку на задворках Тверской улицы в Палашевском переулке, рядом с Палашевскими банями.
В Москве он познакомился и подружился с Иваном Захаровичем Суриковым - к тому времени уже известным поэтом, участвовал в первом коллективном сборнике поэтов-самоучек "Рассвет", печатался в мелких газетах и журналах.