Далее идет стихотворение в том же духе, как и "Не брани меня, родная".
Чуть лишь в небе зорька
Вспыхнула, зарделась -
Вдруг все небо тучей
Темною оделось.
Нет, не зорька тучей
Темною закрылась, -
А в мое сердечко
Горе заронилось.
Сердце мое, сердце,
Что с тобою сталось?!
И за что так рано
С горем ты спозналось?
Уж за то ль, что сильно
Вдруг ты полюбило -
На любовь ответа
Ты не получило?..
Так страдай же, сердце,
Без его участья, -
Знать, такая доля,
Что не знать мне счастья.
Онегин чахнет, заболевает чахоткой и умирает. Перед смертью он пишет письмо Татьяне:
Любовь меня во гроб ведет...
Желал бы жить я и любить;
Но жить без вас - одно мученье:
На вас лишь издали смотреть -
Одно в вас видеть сожаленье;
О нет, уж лучше умереть.
Описание похорон кончается разговорами, которые ведутся в толпе, что он, мол, "был хороший человек", "ему бы жить да жить" и что "знать, тому так должно быть", а также очень важным для трактовки Разореновым образа Онегина вопросом и ответом:
- А чем крестьян он наделил? -
Чем? Всех на волю отпустил!
Тут бы можно завершить роман, но Разоренов взял на себя обязанности довести повествование до конца и выполняет обещание.
В двух главках он рассказал (правда, очень сжато - одна глава содержит в себе всего две строфы), как "постарел и поседел" "старый добрый муж" Татьяны, как постарела она... Завершает "Окончание" элегический "Эпилог". На старое кладбище приходит "старуха дряхлая с клюкою", она посещает две могилы - мужа и Онегина.
Увы! давно старуха эта
Когда-то прелестью цвела,
Блистала в высшей сфере света -
Татьяна жалкая была.
(Последний эпитет - художественный просчет автора, он вовсе не хочет сказать, что Татьяна выглядит "жалкой" на кладбище, автор напоминает читателю первую строку своего романа - "Продолжения и окончания", именно там появляется эпитет: "Татьяна, жалкая Татьяна!", да и тут слово "жалкая" надо понимать как "достойная сочувствия, сожаления".)
Завершается же "Эпилог" по законам жестокой городской баллады:
И вскоре свежая могила
На кладбище виднелась том:
Она Татьяну приютила,
Почившую последним сном...
О литературных достоинствах сочинения Разоренова говорить не приходится, хотя в свое время В.А.Гиляровский считал, что оно написано "недурным стихом". Да и не это главное.
Главное здесь, что "Продолжение и окончание" Разоренова показывает, чем литературный герой Евгений Онегин явился в девяностые годы XIX века полуграмотному поэту из низших слоев народа - человеку "низкой культурной среды" и живущему "под давлением... невыносимых социальных и политических условий".
Впрочем, это как бы ответ на вопрос самого Пушкина об Онегине:
Скажите, чем он возвратился?
Что нам представит он пока?
Чем ныне явится?..
* * *
Со времени "Продолжения и окончания "Евгения Онегина" А.Е. Разореновым минуло еще более полувека. За это время Россия пережила три революции - Первую русскую, Февральскую и Октябрьскую, четыре войны - Русско-японскую, Первую мировую, Гражданскую и Великую Отечественную, одна историческая эпоха сменилась другой. Но герои романа в стихах А.С. Пушкина продолжали жить все той же бурной литературно-действительной жизнью.
Конечно, новые времена - новые песни, но и человек середины XX века хочет - из любви к литературным героям и страстного желания им добра - переменить их судьбу в соответствии со своим человеческим пониманием счастья.
Один мой друг, работавший на радио, передал мне копию письма, присланного одной слушательницей в начале пятидесятых годов. Хотя оно не облечено в стихотворную, да и вообще в какую-либо художественно-литературную форму, тем не менее это настоящее творческое произведение, к тому же отражающее основное направление тогдашней нашей литературы, получившей у литературоведов наименование "теории бесконфликтности".
Письмо привожу с исправлением орфографических ошибок и небольшими сокращениями повторений.
"Уважаемый Театр у микрофона, мне очень нравится опера "Евгений Онегин".
30 лет я слушаю эту оперу и никак не могу примириться со смертью Ленского и горем Тани. Мне жаль его, такого хорошего, пылкого поэта. Как он красиво поет, как всё и всех любит, какой он милый, и смелый, и одаренный человек всеми необыкновенными качествами, и вдруг - смерть! Я с этим никак не согласна и хочу просить вас, мастеров искусств, нельзя ли сделать так, чтобы Ленский не умирал, а остался жив и счастлив?
Поверьте мне, если бы был жив Александр Сергеевич Пушкин, я бы его просила, чтобы он заменил смерть Ленского на жизнь.
Но Пушкина нет живого, и я хочу просить вас, художников и мастеров искусств, обновить оперу, воскресить Ленского и осчастливить Татьяну.
Вот моя личная идея для воскрешения Ленского. В эту последнюю роковую минуту, когда он зовет Ольгу: "Приди, приди, мой друг, я твой супруг", пусть придет Ольга. Она упадет перед ним на колени и станет его просить пощадить себя ради ее любви к нему, и тут Ленский узнает, что Ольга его любит так же крепко, как он ее, от радости забывает про дуэль. Они, обнявшись, целуются, и в этом виде их застает Онегин, приехавший на дуэль.
Ольга, оставив Ленского, подходит к Онегину, берет у него из рук его пистолеты и бросает их в сторону, а Онегину подносит хорошую пощечину за его злую шутку над Ленским, и этим дуэль кончается.
Оскорбленный и опозоренный, Евгений уезжает с дуэли и покидает свои края, как после смерти Ленского. Вот вам Ленский жив и счастлив. Он женится на Ольге.
Как видите, мои пожелания ничего не изменили в опере, а наоборот, добавился еще один интересный момент, и несчастье заменилось счастьем.
Татьяна, такая скромная, милая и добрая девушка, полюбила этого сумасброда Евгения и теперь всю свою жизнь должна, бедняжка, плакать по нем. Мне очень жаль ее, и я пожелала ее горе заменить радостью.
И вот как: когда она читает письмо Онегина и плачет, а Онегин стоит перед ней на коленях и целует ее руку, в дверях появляется генерал - муж Татьяны. Он от неожиданности замирает на месте, а те не видят генерала и все продолжают до конца, как и сейчас. Они поют: "Счастье было так возможно, так близко". Евгений умоляет Таню покинуть все... Но когда Татьяна говорит: "Моя судьба уж решена, прощай навек" и, рыдая, падает на стол, за которым она сидела и читала письмо Онегина, генерал, узнав, в чем дело и почему Таня плачет, подходит к ней и начинает ее утешать. Он берет ее за руки и говорит, что ради ее счастья он пожертвует своею любовью и всем богатством и вернет Тане свободу. Он говорит, что сам видит, что она ему не пара, он стар, а Таня молода и любила и сейчас любит этого красивого и молодого человека, который сейчас стоит здесь перед нею на коленях.
Генерал говорит Онегину: "Я тебя должен бы застрелить на месте, ты этого вполне заслуживаешь, но я оставляю тебе жизнь из любви к Тане. Она тебя ведь любит, и ты должен на ней жениться, а если ты еще ее оставишь, я тебя тогда застрелю. А сейчас довольно вам обоим плакать, умывайтесь, одевайтесь, да будем свадьбу справлять, я вас благословляю".
Генерал берет их за руки, ставит рядышком и благословляет. Они от радости такого конца падают к его ногам и благодарят его за его великодушие.
Здесь, как видите, роль генерала заставит публику долгое время быть в оцепенении трагической развязки: все знают, как поступают мужья с женами и их любовниками, и будут ожидать еще одной дуэли, генерала с Онегиным, а тут, к великому удивлению, вместо дуэли - свадьба! Я вполне уверена, что такой конец понравится публике еще лучше, чем теперешний...
Я, конечно, вас не заставляю, а прошу, если это возможно, поставьте хотя бы один раз, и вы увидите и услышите отзывы публики, и она вам скажет, что лучше...
В наше время все возможно: старое заменить новым, горе заменить радостью, а смерть жизнью.
Ведь в наше время реки текут в обратный путь и моря появляются на суше, и ничего худого, по-моему, не будет, если Ленский воскреснет, а Татьяна возрадуется. Жду вашего ответа.
К сему (подпись и адрес).
Секундантов с дуэли Ленский приглашает к себе на свадьбу, и они вчетвером возвращаются домой, а Онегин уходит домой один".