Правда, о какой тишине можно было тогда говорить, если совсем рядом работали несколько фабрик-текстильная Жиро, Хамовнический пивоваренный завод и парфюмерная Ралле. "Я живу среди фабрик, - писал Л. Н. Толстой. - Каждое утро в 5 часов слышен один свисток, другой, третий, десятый, дальше и дальше. Это значит, что началась работа женщин, детей, стариков. В 8 часов утра другой свисток-это полчаса передышки; в 12 третий - это час на обед, и в 8 часов четвертый - это шабаш..."
В купленной усадьбе - дети назвали ее "Арнаутовкой", по фамилии бывшего владельца, стоял дом, довольно старый, переживший пожар 1812 г., требовавший не только ремонта, но еще и перестройки, ибо семья Толстого была не малой: только детей было 8 человек - от старшего Сергея 19 лет до младшего, годовалого Алексея. В продолжение осени 1882 г. по проекту и под наблюдением архитектора М. И. Никифорова производился ремонт и пристройка еще нескольких комнат. После окончания ремонта Толстые 8 октября 1882 г. переехали сюда и прожили до 1901 г., часто уезжая на лето в Ясную Поляну.
Много событий произошло в этом доме, и среди них трагичные: в 1886 г. умер сын Алексей, а в 1895 г. после скарлатины, продолжавшейся два дня, скончался горячо любимый сын Ваня. В хамовническом доме писателем создано около 100 произведений, и в том числе такие значительные как "Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната", "Плоды просвещения", "Воскресение".
Но Лев Николаевич не только сидел за письменным столом, он старался обслужить дом: "Встанет в семь часов, темно. Качает на весь дом воду, везет огромную кадку на салазках, пилит длинные дрова и колет и складывает в сажень", - писала Софья Андреевна.
Последний раз Толстой побывают в хамовническим доме в сентябре 1901 г. После его смерти сразу же был поставлен вопрос о приобретении дома Городской Думой, но только в 1911 г. покупка состоялась -за 125 тысяч рублей была совершена купчая крепость. Долгое время дом был запечатан, мебель вывезена, а в Думе выдвигались различные проекты по будущему устройству толстовской усадьбы: предполагалось построить каменное здание для музея или школы в память писателя, предлагали даже все сломать, оставив только толстовский кабинет. Так не шатко и не валко шло дело до большевистского переворота, пока новая власть решила дело просто и ясно - усадьбу национализировали и по личному указанию В. И. Ленина - "все восстановить, как было, до малейшей подробности" - открыли музей 20 ноября 1921 г., который и сейчас работает в бывшей усадьбе и пользуется большой популярностью.
К северу усадьба Толстого граничила с высоким забором Хамовнического пивоваренного завода, занимавшего угловой с Божениновским переулком участок, принадлежавший в начале XIX в. братьям генерал-майору Петру и действительному статскому советнику Николаю Барковым, у которых внутри большой усадьбы стоял деревянный господский дом. В 60-х гг. вся усадьба застраивалась фабричными строениями пивомедоваренного завода Власа Ярославцева, перешедшего в 1875 г. во владение акционерного общества "Москва".
В 1896-1903 гг. директором завода в Хамовниках был Григорий Григорьевич Эренбург. В детстве его сын, будущий писатель, прожил несколько лет в квартире при заводе, о котором он вспоминал много позднее в мемуарах "Люди, годы, жизнь": "Заводской двор мне казался куда интереснее гостиной. Можно было пойти в конюшню, там чудесно пахло. В одном из цехов проверяли бутылки, ударяя по каждой металлической палочкой, и я считал, что эта музыка куда лучше той, которой порой нас потчевали гости - известные пианисты. Рабочие спали в душных полутемных казармах на нарах, покрытые тулупами; они пили кислое, испорченное пиво, иногда играли в карты, пели, сквернословили... Я видел жизнь нищую, темную, страшную, и меня потрясла несовместимость двух миров: вонючих казарм и гостиной, где умные люди говорили о колоратуре".
Божениновский переулок (ул. Россолимо) еще довольно молод: он образовался тогда, когда с его правой стороны на городской земле стала появляться застройка, а до этого загородные усадьбы московской знати выходили прямо к просторам Девичьего поля. Как на поле, так и в Божениновском переулке много медицинских учреждений. Начало им положило пожертвование В. А. Морозовой приобретенной ею бывшей усадьбы Олсуфьевых для психиатрической клиники, устроенной в 1887 г. известным медиком А. Я. Кожевниковым. До сих пор на основном здании (N 11), выстроенном по проекту архитектора К. М. Быковского, можно видеть надпись с сохранением старой орфографии - "Клиника нервныхъ болезней". Ею с 1887 по день своей кончины в 1900 г. руководил знаменитый врач С. С. Корсаков, создавший новую школу в психиатрии. Здесь в разное время лечились А. С. Голубкина, М. В. Врубель, С. А. Есенин. Во время XII Международного конгресса врачей в 1897 г. в саду клиники выдающимися невропатологами и психиатрами мира Крафт-Эбингом, Ломброзо, Маринеску, Корсаковым, Маньяном и другими в знак научной солидарности были посажены несколько деревьев. В клинике в продолжение 20 лет проработал письмоводителем создатель широко известного хора русской народной песни М. Е. Пятницкий. Ныне старое здание клиники обстроено новым строением, от вида которого прохожий может попасть в эту самую клинику...
Продолжением Божениновского служит коротенький Дашков переулок, выводящий на Садовое кольцо. В нем интересны два дома-N 7 на углу с Теплым (ул. Тимура Фрунзе) и примерно на его середине -N 5. В конце XVIII в. они находились в одной усадьбе, принадлежавшей секунд-майору Степану Логинову. В начале следующего века усадьба перешла к генералу Я. Д. Мерлину, дочери которого Вера Сольдейн и Анна Лубяновская были знакомыми А. С. Пушкина. У Сольдейн Пушкин бывал в ее доме на Пречистенке и читал там отрывки из "Путешествия Онегина", а с семьей Лубяновских он жил в одном доме на Мойке в Петербурге.
С 1840 г. владельцем усадьбы в этом переулке становится сенатор А. В. Дашков, отец будущего директора Румянцевского музея и известного коллекционера Василия Андреевича Дашкова. В 1850 г. один из домов (N 5) переходит к Н. А. Шуцкой, у которой он снимался семьей Корш - глава семьи Евгений Федорович был издателем газеты "Московские ведомости" и библиотекарем Московского университета, а сын Федор стал знаменитым филологом, владевшим десятками языков.
На углу Боженинова и Олсуфьевского переулков находится еще одно медицинское учреждение, основанное здесь на пожертвования. Клиника ушных и горловых болезней была построена на миллион (!) рублей, отданных на благое дело Юлией Петровной Базановой. При консультации приват-доцента С. Ф. Штейна на углу Олсуфьевского переулка в 1894-1896 гг. построили двухэтажное здание (N 15) первой в России такой клиники. Автором проекта был архитектор Густав-Лев Ксаверьевич Коромальди. На первом этаже находились палаты для больных, а на втором с его пятью красивыми высокими окнами помещались студенческая аудитория, библиотека и операционный зал.
Олсуфьевский переулок - также один из сравнительно недавно образованных в Хамовниках: его проложили в 1881 г. по бывшей усадьбе Олсуфьевых (откуда и название). Е. П. Янькова воспоминания которой были изданы впервые в 1880 г., рассказывала своему внуку, что там сначала был "загородный дом князя Голицына, потом перешедший по наследству к князю Долгорукову, женатому на его воспитаннице Делициной; теперь это дом Олсуфьевых, с прекрасным и обширным садом, с оранжереями, совершенно сельская барская усадьба".
По воспоминаниям одного из Олсуфьевых, в этой усадьбе квартировал художник В. Д. Поленов, написавший здесь свою знаменитую картину "Бабушкин сад", где был изображен флигель олсуфьевской усадьбы. Здесь жил С. Л. Львицкий, племянник Герцена, внебрачный сын его дяди Льва Алексеевича Яковлева, ставший известным фотографом.
Часть Олсуфьевского переулка, ближайшую к Оболенскому, можно назвать своеобразным музеем одного архитектора - Романа Ивановича Клейна: почти все дома здесь были построены по его проектам. В 1887 г. он приобрел участок земли, на котором стояло деревянное здание (N 6, в глубине участка), надстроенное и несколько измененное им в 1889 г. В 1896 г. он надстраивает дом вторым этажом для мастерской и библиотеки. Удивительно, но автор таких импозантных сооружений, как мавзолей в Архангельском или Музей изящных искусств в Москве, имел такой непрезентабельный дом, хотя надо сказать, что он потерял многие свои декоративные украшения (теперь он заменен новым строением). В 1900 г. Клейн строит на своем же участке трехэтажный доходный дом (также под N 6, но по красной линии); рядом дом N 8 построен им же в 1895 г. для купца И. Т. Кузина, а напротив - два здания N 1 и 1а-также по его проекту (в 1894 г. правое и в 1897 г. левое).