Среди москвичей ходили легенды о необыкновенных обедах графа Алексея Григорьевича Орлова, о его роскошных выездах, многолюдных приемах, великолепных праздниках - он был своеобразной московской достопримечательностью. Недалеко от дома он устроил специальное место для "конской скачки", в которых участвовали его знаменитые рысаки. К вящему изумлению москвичей, конский бег огородили огромными китовыми ребрами, которые потом передали в университет как необыкновенный раритет. После смерти графа, который скончался в сочельник 24 декабря 1807 г. (его отпевали в приходской Ризположенской церкви на Донской и тысячи москвичей провожали тело его), усадьба перешла к единственной дочери Анне, которая продала весь участок для устройства городской больницы.
По рассказам, толчком к ее основанию стал следующий случай: московский генерал-губернатор князь Д. В. Голицын, осматривая работы по строительству Большого Петровского театра, увидел на Театральной площади толпу около крестьянской телеги. Послали узнать в чем дело, и оказалось, что там лежало тело крестьянина, - он умер, так и не получив медицинской помощи. "Факт настолько обыденный, - замечает историк прошлого века, - встречающийся и в наши дни, тогда имел иные последствия". Д. В. Голицын добился утверждения императором проекта учреждения городской больницы и приступил к делу: образовали комитет, выработали условия и поручили архитектору О. И. Бове составить проект. Главным деятелем этого начинания был известный медик Христиан Лодер, прославившийся неутомимой деятельностью по устройству военных госпиталей в Отечественную войну 1812 г. и образцовой постановкой преподавания медицины в университете.
В начале мая 1828 г. купили участок земли у А. А. Орловой, и 30 числа того же месяца митрополит Филарет освятил закладку здания, строившегося "по соображению лейб-медика Лодера и по планам архитектора Иосифа Бове", как было написано на медной позолоченной доске, положенной в фундамент. Туда же заложили и 60 особо изготовленных кирпичей с вытисненными золотом именами всех присутствующих почетных особ.
Строительство большого здания - одного из лучших произведений Бове - продолжалось, даже с перерывом, вызванным эпидемией холеры, недолго: уже к концу 1832 г. оно было почти готово, в июле 1833 г. состоялось освящение, и 14 октября того же года Первая Градская больница приняла больных.
Рядом с ней также стоит немалая больница, старше ее на тридцать лет и построенная тоже знаменитым архитектором, но уже на частные средства - князей Голицыных, и поэтому называвшаяся Голицынской. Теперь мало кто помнит об этом, ибо обе больницы входят в комплекс 1-й городской клинической больницы.
В конце XVII в. на этом месте было загородное владение боярина Бориса Прозоровского, перешедшее по его завещанию к Екатерине 1. Здесь стоял деревянный двухэтажный дворец, однако, не очень большой - на первом этаже находилась большая светлица, а на втором - пять светлиц брусяных. В 1728 г. этот участок казна продала братьям баронам Николаю и Сергею Строгановым. В усадьбе был и роскошный фруктовый сад и оранжереи, в которых, судя по объявлению в газете "Московские ведомости", помещенному в июле 1771 г., находились "... разные фрукты, а именно: априкозы, персики, фиги, всяких родов сливы, яблоки, груши". Потомки баронов Строгановых владели участком до 1795 г., когда его купил вице-канцлер князь А. М. Голицын, действовавший по поручению своего двоюродного брата князя Дмитрия Михайловича Голицына.
В продолжение 30 лет он был российским послом в Австрии и все время жил в Вене, во дворце, который знавал многих известных музыкантов того времени - Д. М. Голицын покровительствовал им. Он был не только любителем музыки, но меценатом и коллекционером, собравшим прекрасную картинную галерею.
Свое немалое состояние князь завещал "на заведение в столичном российском городе Москве богаделен и больниц". После его смерти в 1793 г. на участке по Калужской дороге решили построить больницу, а проект ее заказали виднейшему архитектору М. Ф. Казакову. Больница, или как ее называли, "величественный монумент благотворительности", строилась с 1796 г. и была открыта 22 июля 1802 г. К Москве-реке спускался обширный сад, а речной берег был укреплен набережной и украшен двумя белокаменными беседками. В больничной церкви во имя св. Дмитрия царевича похоронили самого благотворителя; надгробный памятник ему сделал скульптор Ф. Г. Гордеев.
По словам известного реставратора В. Я. Либсона, церковь и кабинет Голицына особенно выделяются своею декоративной обработкой: "исключительно хороша цветовая гамма искусственного мрамора колонн, основанная на сочетании теплого розового тона с холодным серо-зеленым. Декор ротонды дополняет живопись в духе гризайль. Соседний с круглым залом кабинет Голицына отделан сложным декором и живописными пейзажами в романтическом духе".
В парке в 1809 г. построили здание для картинной галереи, открытой в мае 1810 г. и ставшей первым в России публичным художественным музеем, но в 1816 г. ее закрыли, ибо князь С. М. Голицын решил картины продать, а вырученные средства употребить на расширение больницы, здание же галереи обратить в больничное.
И сейчас обе эти больницы - и Голицынская и 1-я Градская - впечатляют величественной простотой и монументальным обликом, и можно себе представить, как они смотрелись в Москве начала XIX в., окруженные полями, лугами и деревянными избами обывателей!
За Голицынской больницей можно видеть проезд, ведший в XVIII в. от церкви Ризположения к берегу Москвы-реки. Он называется Титовским по фамилии фабриканта, коммерции советника и в 1814 - 1819 гг. московского городского головы Михаила Ивановича Титова, который содержал здесь крупную ткацкую и ситценабивную фабрику; на территории его владения были разбросаны 12 каменных и 22 деревянных строения; для себя он выстроил большой жилой дом, приписываемый некоторыми исследователями архитектору О. И. Бове. В доме находилось более 30 комнат, наполненных изящной мебелью, позади дома к Москве-реке спускался обширный фруктовый сад. Изделия титовской фабрики были удостоены большой золотой медали и бойко расходились по России, и она процветала, но после смерти основателя сын его Алексей не мог из-за болезни заниматься ею и закрыл фабрику. Наследники продали в 1858 г. владение городу, довольно долгое время все пустовало, и только в 1868 г. тут поместили арестный дом, получивший в народе прозвание "Титы", в 1882 г. туда перевели известную в городе тюрьму для должников - "Яму" с Воскресенской площади. "Титы" довольно долго еще исправно "работали" - на плане Москвы начала XX в. обозначен "городской арестный дом".
В помещениях бывшей титовской фабрики также находилась больница: в 1865 г. в Москве обнаружились эпидемические заболевания, особенно же стал тревожить городские власти и медиков тиф. Необходимо было срочно принимать меры, но больниц не хватало, и тогда решили временно разместить больных в помещениях бывшей тиговской фабрики - открытие новой временной больницы состоялось 22 марта 1866 г. Большое внимание к организации больницы проявил московский городской голова князь А. А. Щербатов, почему и долгое время больница называлась "Щербатовской". Как известно, нет ничего более постоянного, чем временное, и сейчас еще, более чем сто лет спустя, больница занимает те же здания.
Далее к Большой Калужской улице выходили деревья живописного Нескучного сада, или, скорее, даже обширного парка на крутых берегах Москвы-реки, одного из самых любимых москвичами. Строго говоря, "Нескучным" называлась только загородная княжеская усадьба почти у Калужской заставы Камер-коллежского вала, но со времени покупки ее и нескольких усадеб на правой стороне Калужской дороги царской фамилией все объединенное имение получила это название, дожившее до наших дней.