ЗУБОВО И ЧЕРТОЛЬЕ
(Между Остоженкой и Пречистенкой)
Между двумя крупными радиальными магистралями, ведущими в юго-западные районы столицы, протянулись восемь параллельных переулков.
Они были ареной ожесточенных боев в октябре - ноябре 1917 г. Отряды красногвардейцев продвигались по Пречистенке и Остоженке для захвата одного из основных узлов сопротивления защитников законного правительства - здания штаба Московского военного округа.
Самый большой из переулков - Кропоткинский - продолжается и за пределы описываемого района. Название ему было дано в 1921 г. в честь анархиста и ученого П. А. Кропоткина, родившегося в одном из его домов. Старое название переулка - Штатный или Стадный, от слободы "стадных" конюхов Остоженского конюшенного двора, расположенного неподалеку. У переулка были и другие названия - Казаринов, Языков - по фамилиям домовладельцев.
На отрезке Кропоткинского переулка до Пречистенки, длиной 440 м, осталось немного зданий, заслуживающих внимания.
Здесь, на участке (№ 5), занятом стоянкой машин (отнюдь не лучшее использование драгоценной городской земли в центре), стоял небольшой домик, где в коммунальной квартире жил Е. П. Петров, соавтор И. Ильфа по роману "Золотой теленок". Квартира и была описана там под названием "Воронья слободка". После этого долго еще переполненные московские, да и не только московские, коммунальные квартиры назывались "Вороньими слободками". Современник автора вспоминал: "Такое название Евгений Петрович сперва дал своему реальному жилищу, а потом уже перенес его в роман вместе с похожим описанием обстановки и обитателей этой квартиры. Были в действительной „Вороньей слободке" в Кропоткинском и „ничья" бабушка и „трудящийся Востока - бывший грузинский князь", и многие другие персонажи, описанные в романе".
Напротив - трехэтажное строение (№ 6) с эркером в центре, где помещается Океанографический институт. Первоначально оно было построено к 1834 г., но в 1910 г. обстраивается справа и. слева и на нем делается надстройка. Второй этаж этого здания сдавался "для свадеб, балов и обедов". В советское время дом был занят школой, потом Педагогическим техникумом.
В доме № 7, отделанном рустом, построенном в 1914 г. архитектором М. А. Фелькнером, находились частные лечебница и роддом врача А. М. Калугина.
На месте дома № 11 находился участок купцов Шулейкиных - здесь в 1895 г. родился известный физик, исследователь моря академик В. В. Шулейкин, оставивший интересные воспоминания.
Среди зданий в этом переулке выделяется одно из лучших созданий выдающегося русского архитектора Ф. О. Шех-теля - великолепный особняк (№ 13) в стиле модерн, построенный в 1901 - 1902 гг. В его экспрессивной архитектуре проявляются и подчеркнуто геометризованные формы - черты рационалистической архитектуры XX в.
Яркое творчество Шехтеля вызвало не менее яркие и эмоциональные описания в искусствоведческих трудах. Так, один из искусствоведов считает, что в этом здании "массы предельно напряжены и в своем пластицизме достигли выражения почти скульптурного оскала", и далее описывает, как, "не получив выхода в пространство, энергийно заряженная масса будоражит форму окна, создавая здесь наибольшее напряжение и, наконец, прорывается наружу через его огромное зияющее отверстие".
Под "отверстием" имеется в виду действительно огромное окно на главном фасаде дома, освещающее большую гостиную, размеры которой просто подавляют - человека там почти не заметно. Эта гостиная более похожа на зал в средневековом замке, камин же под стать всему остальному - он значительно выше человеческого роста. Особенно заметен этот гротескный гигантизм по сравнению с другими помещениями особняка - они вполне нормальны и даже подчеркнуто невелики. Одна из исследовательниц творчества Шехтеля, в порыве "научно" объяснить это обстоятельство, написала, что гиперболизированные размеры гостиной были выбраны архитектором потому, что этим он хотел подчеркнуть "связь с историческим настоящим России, с переломностью переживаемого момента и осознанием переломности как факта, имеющего эпохальное значение".
Особняк был заказан дочерью текстильного фабриканта Ивана Бутикова А. И. Дерожинской, позднее ставшей женой одного из директоров "Товарищества Зуевской мануфактуры" И. И. Зимина. Поэтому в трудах по истории искусства эта работа Шехтеля называется то "домом Дерожинской", то "домом Зиминой". Предполагалось, что росписи для особняка (площадью около 250 квадратных метров!) будут выполнены художником В. Э. Борисовым-Мусатовым. Но, как писал он, "моя фреска потерпела фиаско... Сделал я четыре акварельных эскиза, и они всем очень понравились... Владелица же палаццо, где нужны эти фрески, благородно ретировалась, предложив за них гроши".