В доме № 8 в 1910 г. после длительных гастролей за границей поселился композитор А. Н. Скрябин. Квартира его хотя и была большой, но оказалась неудобной, ибо наверху поселился некий музыкант, мешавший композитору работать: "Вот вам блага цивилизации, - говорил сердито Скрябин, - в этих коробочных домах никакой работы делать нельзя, все слышно". Отсюда он в 1912 г. переехал в свою последнюю квартиру в Большом Николопесковском переулке.
Дом № 8 стоит на углу с Малым Каковинским переулком, названным так по слободе стрельцов, которыми командовал полковник Степан Каковин. По фамилиям домовладельцев Малый Каковинский переулок в XIX в, назывался Ознобишиным, а Большой - Золотаревым.
Малый Каковинский переулок выходит на Композиторскую улицу, переименованную в 1952 г. из Дурновского переулка по Союзу советских композиторов, правление которого тогда помещалось неподалеку. Прежнее название - по владельцу одного из домов майоров А. И. Дурново. От этого переулка после прокладки проспекта Калинина осталась лишь небольшая часть.
Дурновский переулок переходил в самую интересную и необычную здешнюю достопримечательность - в небольшую и очень уютную площадь, носившую уникальное в Москве, да и во всей России, название - Собачья площадка. Возможно, что оно произошло от царского охотничьего "псового" двора, который, вероятно, располагался где-то в этом районе. Центр площади отмечал красивый фонтан. Площадь окружали небольшие, в основном деревянные, домики, принадлежавшие небогатому дворянству и мелким чиновникам. Неслучайно И. С. Тургенев поселил обедневшую дворянскую семью героев романа "Дым" в этих местах. Собачья площадка - отправная точка путешествия героя популярной повести В. А. Соллогуба "Тарантас".
На площадь выходил дом известного поэта и славянофила А. С. Хомякова, в котором собирались представители мыслящей Москвы. В 1920-х гг. здесь был открыт (одним из первых в Москве) музей, с удивительной верностью и проникновением в прошлое воспроизводивший быт 40-х годов XIX века. В 1929 г. его расформировали, и в доме помещалось до 1963 г. Гнесинское музыкальное училище.
Здесь же, на Собачьей площадке, стоял особняк в псевдоготическом стиле, построенный в 1897 г. по проекту Н.В. Карнеева и принадлежавший богатому купцу К. М. Мазурину. Стены этого особняка помнили, вероятно, всех советских композиторов. Они посещали его, бывая в правлении Союза советских композиторов, долгие годы находившемся здесь.
На Собачьей площадке жила Марина Цветаева, снявшая дом, который понравился ей тем, что напоминал ее родной дом в Трехпрудном переулке и что, как говорила Цветаева, "Пушкин бывал. Вот по этим камням ходил". В декабре 1826 г. Пушкин поселился в небольшом и неказистом домике на Собачьей площадке у своего друга С. А. Соболевского и прожил в нем до мая 1827 г.
Все памятники - и архитектурные, и исторические (на Собачьей площадке было и ленинское памятное место) - не помешали коммунистам проложить по ним магистраль Нового Арбата. Он рассек на две неравные части длинный Трубниковский переулок, соединявший Поварскую (ул. Воровского) и Арбат через Спасопесковскую площадь.
На углу переулка и Каменной слободы - несколько домов (№ 1/2), принадлежавших причту Спасопесковской церкви, из которых средний одноэтажный - самый старый, построенный в 1836 г. В правом - первый этаж для приходской школы построен в 1899 г. (архитектор В. П. Гаври-лов), еще два этажа надстроили в 1905 г., левый же дом был выстроен архитектором М. Д. Холмогоровым (три этажа) в 1910 г.
Рядом с этим участком в исчезнувшем уже небольшом деревянном доме (№ 5/17) на углу Трубниковского переулка и Композиторской улицы поселился художник В. Д. Поле-нов, приехавший в Москву в 1877 г. из Петербурга. "Я ходил искать квартиру, - вспоминал Поленов. - Увидел на двери записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его". Художник имеет в виду свою знаменитую картину "Московский дворик", так проникновенно и лирично передающую облик старой Москвы.
Доходные дома по другую сторону переулка построены в 1909 г. (№ 4, архитектор О. Г. Пиотрович), в 1911 г. (№8, архитектор К. Л. Розенкампф) и в 1914 - 1915 гг. (№ 6, архитектор К. В. Аполлонов). В доме № 4 в 1910 - 1930-х гг. была квартира художника К. Ф. Юона. Среди его работ много картин на московские темы. Это "Гулянье на Девичьем поле", "Кафе на Тверском бульваре", "Вид на Москву с Воробьевых гор" и др.
Сейчас трудно представить, что Трубниковский переулок через какие-нибудь 100 - 200 м отсюда продолжается опять. Любопытно отметить, что в XVIII в. примерно такие же части его имели различные имена: часть до старого Кречетниковского переулка (там, где проходит современный проспект) называлась Чертовым, а другая, до Поварской, - Стрелецкой улицей.
Вторая часть Трубниковского переулка, за проспектом, начинается надстроенным домом № II, три этажа которого были возведены в 1897 г. архитектором И. П. Машковым. Здесь находилась частная хирургическая больница врача князя Чегодаева, в которой он делал операцию язвы желудка художнику В. А. Серову.
За домом № 13 (1914, архитектор Н. В. Андреев) - небольшой особняк, построенный в 1819 г. (правая часть его пристроена в 1886 г.). В 1910-х гг. в этом доме жил известный историк, исследователь русской генеалогии, которую он поставил на научную основу, автор многих трудов, до настоящего времени не утративших своей ценности, Л. М. Савелов. У него обычно собиралось Историко-родословное общество. Собрания эти "всегда бывали оживленными, а высокополезный обмен мнений являлся причиной еще более духовного общения членов". После Октябрьского переворота 1917 г. здание заняла школа-колония имени А. В. Луначарского.
Следующий особняк (№ 17) был выстроен коллежской асессоршей Елизаветой Сонцевой к 1822 г. В 1830-х гг. в нем жил историк Москвы, архитектор А. А. Мартынов.
В 1850-х гг. им владел помещик И. И. Барыков, основатель богадельни в переулке, названном его именем. В 1890 г. владельцем особняка становится художник И. С. Остроухов, и с этого времени начинается славная история этого скромного дома, в котором его хозяин собирает коллекцию русской живописи. Он был не только знающим коллекционером, но и незаурядным художником-пейзажистом. Многим известен его замечательный пейзаж "Сиверко", написанный в 1890 г., о котором П. М. Третьяков отзывался как о лучшем в своем собрании. Остроухов после смерти основателя Третьяковской галереи был членом ее совета и попечителем. Дом его был одним из культурных центров Москвы - здесь побывали, наверно, все русские художники рубежа XIX и XX вв. Коллекции Остроухова были известны не только первоклассными произведениями русских живописцев - Щедрина, Иванова, Саврасова, Перова, Левитана, Репина - но и прекрасным подбором старинных икон, которые художник рассматривал как живопись мирового значения. Коллекция его в конце 1918 г. была национализирована и стала филиалом Третьяковки под названием "Музей иконописи и живописи", а И. С. Остроухов был назначен пожизненным хранителем. В своем лице он совмещал все должности - и директора, и экскурсовода, и... ночного сторожа. Посетителей было немного, и Остроухов для того, чтобы придать несколько более весу "своему" музею, сам покупал входные билеты. Как-то Репин, живший в спокойной загранице, неудачно подшутил над своим давним другом, прислав ему открытку с таким адресом: "Его Превосходительству Илье Семеновичу Остроухову. Москва, в Трубниковском переулке, в собственный дом", - и подписался: "Привет от белогвардейца!". Можно представить себе состояние Остроухова, получившего такую открытку в большевистской Москве. В. Ф. Булгаков, рассказавший этот эпизод, застал его дома, одетым и ожидавшим прихода чекистов, но все как-то обошлось.
Остроухов скончался в 1929 г., и его собрание, к сожалению, было роздано нескольким музеям, а дом отдан под жилье. Но теперь бывший остроуховский особняк отреставрирован и передан Литературному музею.
В этом доме последние годы своей короткой жизни (он умер в 1892 г., 41 года) провел тяжелобольной П. Ф. Маевский, один из основоположников научной ботаники в России, составивший прекрасные описания среднерусской флоры.