В 1910 - 1913 гг. здесь жила старшая дочь А. С. Пушкина Мария Александровна Гартунг, в 1920-х гг. - один из организаторов советского здравоохранения П. Г. Дауге, а в 1930-х гг. - писатель В. Н. Билль-Белоцерковский.
В соседнем доме (№ 13, 1899 г., архитектор И. П. Машков) жил артист Малого театра А. И. Сашин-Никольский.
Последняя владелица этой некогда большой усадьбы, княгиня В. Н. Лобанова-Ростовская, в 1913 г. продала миллионеру Н. А. Второву часть ее, выходившую в Спасопесковский переулок, где по проекту архитекторов В. Д. Адамовича и В. М. Маята был выстроен один из самых красивых особняков (№ 10) в Москве в стиле "неоампир", широко распространившемся в 1910-е гг.
Второвы появились в Москве в конце 1890-х гг. Они приехали из Сибири, где разбогатели на оптовой и розничной торговле. Сын основателя династии Николай Александрович в 1910-е гг. вкладывал большие средства в крупную недвижимость, создание промышленных объединений, строительство военных предприятий. Годовая прибыль Н. А. Второва перед революцией составляла 100 - 150 миллионов рублей. По сообщению автора книги "Москва купеческая" П. А. Бурышкина, Второва "загадочно" убили в 1918 г.: "Его похороны, с разрешения советской власти, были последним собранием буржуазии. Рабочие несли венок с надписью „Великому организатору промышленности"".
В советское время в особняке находилось Центральное статистическое управление, потом дом для приемов ВЦИК, а часть помещений на втором этаже использовалась под квартиры.
Теперь в Москве этот особняк известен под именем "Спасохаус". В 1933 г., когда были установлены дипломатические отношения с Соединенными Штатами, он был выбран первым послом Уильямом Буллитом для своей резиденции. В особняке останавливался генерал Эйзенхауэр, приглашенный Сталиным в 1945 г., в 1972 г. останавливался президент Ричард Никсон; особняк стал резиденцией президента США Рональда Рейгана во время его исторического визита в СССР. Сюда он пригласил тогда многих правозащитников. Неоднократно в особняке происходили многолюдные приемы, знаменательным был прием в ознаменование 30-летия встречи советских и американских войск на реке Эльбе, когда сюда пришли сотни ветеранов. Но самый большой прием, который происходил в Спасохаусе, был 4 июля 1976 г., в честь 200-летия образования Соединенных Штатов - тогда особняк принял ровно 3001 гостя.
На приеме в честь М. С. Горбачева президент Рейган поднял бокал и произнес тост: "Чтобы в этом прекрасном доме никогда не было недостатка гостей, недостатка дружеских обедов, оживленных бесед и веселого смеха!" И теперь в "Спасохаус" часто приходят представители русской интеллигенции, депутаты, члены правительства, журналисты - посол США поддерживает широкие контакты с самыми различными слоями общества.
Спасопесковский переулок в этих местах, по сути дела, не виден: он как бы растворяется в небольшой, уютной, привлекательной площади с таким же небольшим сквериком, который был устроен в 1871 г. владельцем дома № 8 Н. А. Львовым и назван им Пушкинским, в память поэта, бывавшего в окрестных домах. В нем в 1993 г. по инициативе Российского пушкинского общества установили памятник поэту (скульптор Ю. Динес).
Посередине площади - церковь Спаса Преображения, "что на Песках", изображенная В. Д. Поленовым на широко известной картине "Московский дворик". Она дала свое имя и переулку, и площади. В 1657 г. церковь числилась "в стрелецкой слободе в Тимофееве приказе Полтева". Нынешнее ее здание с традиционными для конца XVII в. пятиглавием, обработкой наличниками, кокошниками было выстроено около 1711 г. В 1846 г. поставлена церковная ограда, от которой сохранились ворота с псевдоготической обработкой, соединенные с колокольней.
Любопытно, что эта церковь возведена по, так сказать, типовому проекту - в том же году на другом конце Москвы, в солдатской Лефортовской слободе, была построена Петропавловская церковь - близнец Спасопесковской. К югу от церкви строится "Дом Поленова" - культурный центр музея художника.
Позади церкви находится еще один памятник архитектуры, но более поздний - это образец послепожарного московского строительства, небольшое здание (№ 6) с обязательным колонным портиком ионического ордера. Он невелик, всего из четырех колонн ионического ордера, но с необычным арочным антаблементом, таким же, как у дома Штейнтеля в Гагаринском переулке (дом № 15.) Он был выстроен, как отметили архивные документы, женой поручика А. Г. Щепочкиной к 1 ноября 1820 г. на более раннем каменном фундаменте (здесь был также деревянный дом, принадлежавший в начале XIX в. коллежскому асессору П. У. Устинову). Ворота дома значительно старше его и сложены из кирпича той же марки, что и Спасопесковская церковь. В связи с этим исследователи предположили, что ворота вели на церковное кладбище - ведь ранее при каждой московской церкви были небольшие кладбища.
Главный дом обширной усадьбы Щепочкиной также сохранился - деревянное здание (№ 8) с торжественным ионическим шестиколонным портиком. Фасад его был изменен в 1884 г. Этот дом снимал в 1821 - 1822 гг. поэт, брат писателя, С. П. Тургенев, вложивший большие средства в ремонт и поддержание Спасопесковской церкви. В 1920-х годах в доме располагались издательство ЦСУ и редакция журнала "Вестник статистики". Здесь же была квартира видного экономиста В. С. Немчинова. С 1963 г. здесь находилось посольство Сомали.
На противоположной стороне переулка в течение многих лет находился дом (№ 3) профессора Московского университета, А. П. Богданова, автора крупных работ по зоологии и антропологии, организатора многих научных начинаний в Москве. Здесь же жили композитор В. Н. Кашперов и драматург И. В. Шпажинский.
В доме на углу с Карманицким переулком (№ 5/2, 1903 г., архитектор С. Ф. Воскресенский) с 1920-х гг. жил географ, профессор Московского университета А. А. Крубер, крупнейший исследователь явлений карста, именем которого были названы пещеры в Крыму и на Кавказе и хребет - цепь потухших вулканов на Камчатке. В этом же здании долгие годы была квартира художника П. В. Кузнецова, плодотворно работавшего в самых разных жанрах - станковой, монументальной, театрально-декорационной живописи и графики. Здесь помещалась Ассоциация художников революционной России (АХРР). Раньше на этом месте находился деревянный дом, который в 1830 - начале 1831 г. снимал Денис Давыдов.
В переулке несохранившийся деревянный дом снимает в 1820 г. писатель С. Н. Глинка; в доме № 6 живет семья Кавелиных, в которой весной 1834 г. учительствует В. Г. Белинский, преподавая русский язык и другие предметы пятнадцатилетнему Константину Кавелину, будущему видному деятелю крестьянской реформы 1861 г., историку, правоведу и социологу. Также в несохранившемся деревянном доме в 1893 - 1897 гг. живет экономист, профессор Московского университета, один из основоположников русской статистики А. И. Чупров; здесь же с 1898 г. снимает три квартиры Михаил Сабашников - для брата Сергея, для себя и для конторы его издательства. Дом № 12 в 1820-х гг. видел в своих стенах декабриста П. И. Колошина, у которого гостил в 1825 г. И. И. Пущин; с 1828 г. тут живет В. П. Зубков, знакомый Пушкина, также причастный к Декабрьскому движению; здесь же в 1868 - 1869 гг. квартировал известный астроном Ф. А. Бредихин.
Карманицкий переулок соединяется с Арбатом коротким Троилинским, названным по фамилии купца Троилина. В этом переулке в доме № 3 с 1948 по 1968 г. жил видный ученый-химик П. П. Будников.
Параллельно бывшему Большому Толстовскому переулку проходит Малый. Он в 1965 г. назван переулком Воеводина в память старого большевика, жившего поблизости, на Но-винском бульваре. С 1922 г. переулок назывался Рещиковым, по фамилии одного из жителей его в XVIII в., а теперь он называется переулок Каменная Слобода.
В угловом владении (№ 1 - 3) в начале 1840-х гг. жил поэт Н. М. Языков, сейчас весь этот угол застроен современными зданиями посольств. До недавнего времени еще стоял ветхий деревянный флигель (№ 4) - владения профессора университета, медика В. М. Котельницкого, к которому часто приезжали его внуки, братья Федор и Михаил Достоевские, и посещали вместе с дедом Подновинское гулянье. В небольшом доме, который находился на месте современного пятиэтажного здания № 6, "отгороженные покои", как было сказано в контракте, снимал в 1824 - 1825 гг. П. В. Калайдович, писатель, издавший один из первых словарей синонимов русского языка.