Здание гостиницы "Минск", построенное в 1964 г., перекрыло выход Дегтярного переулка высокой аркой. С правой стороны от нее - безликие ординарные здания (№ 2), выстроенные в 1858 - 1859 гг. на большом участке капитана С. С. Шиловского. В доме Шиловского в 1861 г. жил композитор М. П. Мусоргский, а в 1860 - 1870-х гг. артисты И. В. Самарин и А. Д. Кочетова-Александровская. За ними пустырь, на котором стоял деревянный дом (№ 4, сохранился перестроенный и заново облицованный правый флигель), который был приобретен в 1834 г. литературоведом С. П. Шевыревым. В этом доме неоднократно бывал Н. В. Гоголь. Свою комедию "Банкрут" ("Свои люди - сочтемся!") читал А. Н. Островский, картину "Сватовство майора" показывал и объяснял в стихах П. А. Федотов, читал рассказы П. М. Садовский, бывали М. П. Погодин, А. С. Хомяков, Т. Н. Грановский - словом, здесь находился один из культурных центров московской интеллигенции. П. И. Бартенев вспоминал: "Сколько добра получали из этого дома в течение многих лет студенты Московского университета, книгами, советами, указаниями, доставлением уроков, переводов и, наконец, денежною помощию!" В 1885 - 1886 гг. в доме была квартира дирижера и хормейстера Большого театра У. И. Авранека.
Владельцем большого соседнего участка (№ 6) в 1834 - 1840 гг. числится "студент Николай Платонов сын Огарев", управитель которого в 1834 - 1836 гг. сдавал деревянный дом графу Федору Толстому, прозванному Американцем, знакомому А. С. Пушкина, который, возможно, побывал у него здесь 4 мая 1836 г.
Почти вся площадь этой усадьбы была в 1910 - 1913 гг. застроена по проекту архитектора О. Г. Пиотровича жилыми домами с характерной для этого мастера облицовкой гладкого фасада блестящим глазурованным кирпичом. В конце 1880-х гг. здесь находилось драматическое училище сына знаменитой артистки Малого театра А. Ф. Федотова, в конце 1920 - 1930-х гг. была квартира артистки О. А. Жизневой.
Далее по переулку - бывший особняк (№ 8) табачного фабриканта Н. Г. Зимина. Над балконом в центре - дата постройки: "1896". Этот особняк с оригинальным трехчастным окном справа и редким теперь металлическим козырьком над входом построил архитектор Э. С. Юдицкий. Сейчас в нем находится институт киноискусства.
Рядом с особняком Зимина, который в 1920-х гг. был занят Коммунистическим университетом имени Я. М. Свердлова, и напротив - жилые доходные дома (№№ 10 и 15), выстроенные в 1891 и 1899 гг. архитектором М. Г. Пиотровичем. В доме № 10 жили архитектор Н. И. Жерихов, хирург Ф. А. Рейн, певец А. С. Пирогов, артист А. М. Азарин, а в доме № 15в 1910 г. была квартира артистки М. М. Блюменталь-Тамариной. В несохранившемся доме на этом участке находился салон писательницы Е. И. Бларамберг-Апрелевой, известной под псевдонимом Е. Ардов. У нее бывали А. Н. Островский, А. Ф. Писемский, В. А. Серов. Картину "Царевна Софья" писал с нее И. Е. Репин.
На этом участке во второй половине XVIII в. была усадьба Д. С. Аничкова, философа, профессора Московского университета, обвиненного в распространении атеизма - его диссертация о происхождении религии была сожжена, и эта средневековая церемония происходила во времена просвещенной Екатерины в Москве, на Лобном месте...
В начале переулка с левой стороны за нарядным домом (№ 3, 1911 г., архитектор О. Г. Пиотрович) в доме № 5, четыре этажа которого появились в 1912 г. (архитектор Н. Э. Пелиц), находилась хирургическая клиника П. А. Герцена, знаменитого врача, внука А. И. Герцена. В 1910 - 1920-е гг. он жил в этом доме.
Примерно от середины Дегтярного отходит Воротни-ковский переулок. Москва XVI - XVII вв. обладала четырьмя крепостными оборонительными сооружениями - Кремлем, Китай-городом, Белым городом и Земляным городом. В их стенах было около трех десятков проездных воротных башен, которым требовалась солидная охрана. Вот эти стражи при крепостных воротах и назывались воротники, они селились в одном месте, слободой. Это было довольно замкнутое сообщество, - тот, кто выбывал, заменялся на особых условиях: он приводился "к вере", то есть с него снималась особая "поручная запись" - поручительство о том, что он будет верно нести свою службу: "никакой казны не покрасть и хитрости не учинить и не пить и не бражничать и с воровскими людьми не знаться и великому государю не изменить". По этой слободе получил свое название Воротниковский переулок. У начала его на пересечении с Дегтярным на месте участка № 1/9 в конце XVIII в. находился административный центр управления одного из 20 районов Москвы, которые тогда назывались частями. Здесь располагался "съезжий двор" 9-й части, на территории которого было несколько деревянных строений и пруд у самого утла двух переулков. На этом месте в 1870-х гг. по проекту архитектора М. И. Никифорова был выстроен одноэтажный особняк (№ 1/9), к которому недавно пристроена башня с узким окном во всю высоту ее.
Далее по переулку, в доме №4(1912, архитектор А. Д. Чичагов), оказавшемся как бы встроенным между двумя современными, жили видный деятель советского здравоохранения В. А. Обух и один из создателей санитарной статистики П. И. Куркин. В 1879 г. семья будущего известного художника А. Я. Головина переехала из Петровско-Разумовского в дом, который находился здесь до постройки современного.
В Воротниковском переулке у Павла Воиновича Нащокина останавливался А. С. Пушкин в свой последний приезд в родной город. Его заботила необходимость уладить издание "Современника" и работы в архиве - последнее время он был занят написанием истории Петра Великого.
Пушкин приехал в ночь со 2 на 3 мая 1836 г. и направился прямо к Нащокину. 4 мая он пишет письмо Наталье Николаевне: "Я остановился у Нащокина. Квартира у него щегольская, жена очень мила. Он счастлив и потолстел. Мы, разумеется, друг другу очень обрадовались, и целый вчерашний день проболтали бог знает о чем".
"В нашей семье он положительно был, как родной, - вспоминала жена П. В. Нащокина Вера Александровна. - Мы проводили счастливые часы втроем в бесконечных беседах, сидя вечером у меня в комнате на турецком диване, поджавши под себя ноги. Я помещалась обыкновенно посредине, а по обеим сторонам - мой муж и Пушкин в своем красном архалуке с зелеными клеточками. Я помню частые возгласы поэта: „Как я рад, что я у вас! Я здесь в своей родной семье!""
Для Пушкина у Нащокиных "была даже особая комната в верхнем этаже, рядом с кабинетом мужа. Она так и называлась "Пушкинской""
Пушкин 20 мая 1836 г. провел вечер у своего друга, он читал им драму "Русалка"; друзья и не подозревали, что это была их последняя встреча.
Нащокин 1 августа 1835 г. нанял у хозяйки этого владения губернской секретарши Аграфены Ивановой на год за 2 тысячи рублей ассигнациями "отдельный деревянный корпус", который, похоже, находился с правой стороны от современного каменного строения с укрепленной на нем мемориальной доской. Контракт имел особые условия: "...в имеющем при оном доме сад в летнее время иметь мне вход, деревьев не портить, а в двух беседках двери с замками и рамы со стеклами иметь под своим надзором". Тогда здесь, на территории двора (№ 10) на месте зеленого газона за оградой, находилось одно деревянное жилое строение рядом с садом, где были две беседки. До нашего времени оно не дошло.
Дом № 12 в то время также принадлежал А. И. Ивановой - на каменном первом этаже в семь окон возвышался небольшой, в три окна, деревянный мезонин, В 1838 г. вместо мезонина строится деревянный этаж по всей длине дома, а позднее его заменяют каменным. В 1820-х гг. здесь жил композитор Д. Н. Кашин. В 1847 - 1857 гг. дом снимал актер М. С. Щепкин. Здесь же в 1858 г. остановился Т. Г. Шевченко. Поздно вечером 10 марта, приехав в Москву, он сначала поселился в гостинице, а на следующий день переехал к М. С. Щепкину, с которым его связывали давние дружеские отношения. Шевченко и Щепкин бывают у многих московских друзей и знакомых - историка И. Е. Забелина, художников А. Н. Мокрицкого, артиста С. В. Шумского, историка О. М. Бодянского, писателя С. Т. Аксакова и других. Уехав из Москвы, Шевченко записал в дневнике: "В Москве более всего радовало меня то, что я встретил в просвещенных москвичах самое теплое радушие лично ко мне и непритворное сочувствие к моей поэзии".