Ранним утром Татьяну будит звон колоколов церкви св. Харитония, что в Огородниках:
Садится Таня у окна.
Редеет сумрак; но она
Своих полей не различает:
Пред нею незнакомый двор,
Конюшня, кухня и забор.
Харитоньевская церковь стояла напротив окон домика, где остановилась Татьяна. На ее месте находится школьное здание (№ 11), перед которым стоял единственный в нашем городе памятник Н. А. Некрасову, открытый перед школой, носившей его имя, в 1960 г. (скульптор И. М. Чайков).
Церковь св. Харитония была особой, первой, в которой находился своеобразный музей - после реставрации, проведенной в 1881 г., по инициативе историков И. Е. Забелина и В. Е. Румянцева в ней открыли род небольшого музея, где были выставлены рукописи, старопечатные книги, древние облачения, снимки с открытых фресок.
Церковь с главным престолом Сретения иконы Владимирской Богоматери возведена на месте деревянной: в стене ее была заделана доска с такой надписью: "Лета 1652 года Июля в 8-й день начата строить сия церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирския при Державе Государя Царя и Великого князя Алексея Михайловича.., а совершена сия церковь и приделы под колоколы во имя преподобного отца нашего Харитония Исповедника в 1662 году Июля в 30 день". Харитоньевский придел тогда находился в колокольне. В 1832 г. на средства прихожанина полковника В. А. Сухово-Кобылина выстроили трапезную (предположительно, по проекту архитектора Е. Д. Тюрина) с двумя придельными храмами - св. Харитония и Михаила Архангела, выделявшуюся красивыми ампирными портиками. В 1896 г. с запада пристроили ризницу и библиотеку.
По постановлению Моссовета от 26 февраля 1933 г. церковь закрыли, а помещение намеревались использовать "дли библиотеки Наркомснаба", но в 1935 г. снесли и выстроили типовую школу.
За зданием (№ 15), построенным в 1888 г., - палаты на углу с переулком, названным по фамилии их владельца в конце XVIII в. князя И. Б. Козловского. Строительство палат относится к концу XVII в., когда они принадлежали дьяку Андреяну Ратманову. Сейчас древняя часть памятника выделена светлой окраской, отличающейся от окраски более поздних - второй половины XVIII в. - частей (№ 17). Этим домом в 1800 - 1830-х гг. владел полковник Василий Сухово-Кобылин, и здесь провел детство его сын, знаменитый впоследствии драматург. В доме жил и учитель детей Сухово-Кобылина будущий профессор Московского университета, юрист Федор Морошкин.
Большой Харитоньевский переулок славится архитектурным чудом - старинными палатами (№ 21), расположенными почти у самого Садового кольца. За небольшим садам, в глубине стоит живописная группа красно-белых зданий, украшенных наличниками, колонками, гирьками, увенчанных островерхими крышами с резными подзорами, коньками и флюгерами.
Самая старая их часть - нижний этаж крайней правой палаты. Она может датироваться концом XVI или началом XVII в. По одной из московских легенд, тут был охотничий дворец царя Ивана Грозного с обязательным подземным ходом из Кремля. В конце XVII в. сформировался весь су-ществующий комплекс двухэтажных построек (возможно, был и третий деревянный жилой этаж) с характерным для того времени декором в стиле московского барокко. В правой части на первом этаже была возведена парадная, "крестовая" бесстолпная палата (около 170 м2). Возможно, что первым хозяином этих палат был богатый купец Чирьев, а потом ими владел сподвижник Петра 1, Дипломат, вице-канцлер П. П. Шафиров. В походном журнале Петра 1 за 1723 г. было записано, как 3 января, день, "был с утра вьюжен, а пополудни прочистилось и было солнечное сияние и небольшой ветерок, а к ночи паки гораздо ветрено", царь приехал к Шафирову.
Позднее владелец палат был обвинен в казнокрадстве, и конфискованный у него дом в 1723 г. отдали графу Петру Толстому, управляющему Тайной канцелярией, главе следственной комиссии по делу царевича Алексея. В результате борьбы за власть с А. Д. Меншиковым он был сослан на Соловки, а каменные палаты в 1727 г. пожалованы за верную службу секретарю Меншикова Алексею Волкову, который "от самого младенчества, - как писал он своему покровителю, - в вашу милость милостиво принять и отечески воспитать и обучить и всегда содержать изволили". Владельцем палат Волков был совсем недолго, меньше полугода, - в том же 1727 г. Меншиков терпит поражение в борьбе за власть, и "светлейшего" ссылают, а у его подопечного палаты и прочее имущество отбирают, "понеже Алексей Волков, был при князе Меншикове, явился во всех его, князя Меншикова, непорядочных и худых поступках согласник..."
Следующий владелец палат, этого своеобразного символа борьбы за власть у трона, - князь Григорий Дмитриевич Юсупов-Княжево, получивший их в ноябре 1727 г. С тех пор почти 200 лет они находились в юсуповском роду. В конце XIX в. архитектором Н. В. Султановым палаты были реставрированы. Со стороны двора к ним пристроен объем с лестницей, сооружена каменная ограда с воротами, где помещен герб Юсуповых, а со стороны переулка поставлена ограда, выполненная по образцу решетки XVII в. церкви Николы Мокрого в Ярославле. В интерьерах сохранились прекрасные изразцовые печи XVIII в., богатая декоративная отделка: роспись, резные порталы, бронзовые решетки, подсвечники и фонари по рисункам художника Ф. Г. Солнцева; в "портретной" находятся изображения нескольких представителей династии Юсуповых, начиная с владетельного князя Ногайской орды Юсуф Мурзы.
Один из Юсуповых, князь Николай Борисович, живя в основном либо в Петербурге, либо за границей, часто сдавал свои дома жильцам. Тогда в усадьбе параллельно переулку стояли три каменных здания, и одно из них, так называемый "средний дом", в 1801 - 1803 гг. снял Сергей Львович Пушкин. По предположению ученого-пушкиниста М. А. Цявловского, впечатления раннего детства А. С. Пушкина, его посещений сада в усадьбе Юсупова отразились в терцинах "В начале жизни..."
Дом, где жила пушкинская семья, сохранился, он был надстроен третьим этажом в 1891 г. и тогда же соединен со старыми палатами. Сейчас он составляет крайнюю левую часть современного здания.
После 1917 г. палаты, отобранные у владельцев, были заняты Военно-историческим музеем (с 1922 г.), потом тут короткое время находился чеховский музей, а с 1928 г. различные сельскохозяйственные учреждения, такие как Совхозный институт, Институт планирования и экономики, в последнее время президиум Сельскохозяйственной академии.
Напротив дворца Юсупова находится участок (№ 22 - 24), принадлежавший ему же. Участок этот был немалым: по Большому Харитоньевскому переулку он тянулся на 83 сажени (примерно 177 м), а другой стороной выходил в соседний Фурманный переулок. В центре участка, приблизительно там, где сейчас стоит двухэтажное здание (№ 24), находился обширный регулярный сад с дорожками, куртинами и круглым бассейном. За садом по Фурманному переулку стояло несколько "людских изб", а слева от сада - хозяйственные постройки: кухня, конюшня, сараи, погреба. Справа от сада по линии Большого Харитоньевского переулка - комплекс из трех стоящих вплотную зданий. Самое старое из них - среднее, трехэтажное, с простым пилястровым портиком, фронтоном и рустом первого этажа. Оно было построено в 1794 г. коллежским асессором X. Христианом. Ранее здесь был участок с деревянными зданиями, принадлежавший с 1728 года Измайловым, которые приобрели несколько мелких владений "слободских людей Огородной и Казенной слобод". В 1801 году жена X. Христиана продала участок вместе с домом князю Н. Б. Юсупову за 10000 рублей, и с тех пор этот дом, как, впрочем, и другие дома здесь, стал сдаваться жильцам - в 1803 году его нанимает капитан Д. Н. Бологовский, знакомый А. С. Пушкина, потом М. И. Римская-Корсакова, князь Н. М. Львов. Значительно позднее, уже в 1826 - 1827 гг., среднее здание обстраивается справа и слева. Возможно, что правое здание использовалось Юсуповым для театральных представлений. Юсуповский театр был известен в Москве, о нем сохранились воспоминания современника: "меня поразила невиданная еще картина. Чем-то сказочным показалась мне эта обширная зала, освященная люстрой и множеством кенкетов (масляных ламп), окаймленная тройным поясом лож, уставленная рядами кресел..."