Рядом с Чудовским подворьем в начале XIX в. находилась усадьба (№ 7), принадлежавшая бабушке А. С. Пушкина Ольге Васильевне. Она летом 1797 г. продала имение в Троицкой слободе (район теперешней Делегатской ул.) и тогда же приобрела значительно меньшую усадьбу здесь, в Огородной слободе. Пушкиным она принадлежала почти 10 лет - Анна Львовна Пушкина продала ее 23 сентября 1808 г. Никаких строений того времени не сохранилось - они сгорели в пожаре 1812 г. В 1889 - 1891 гг. на этом участке построены существующие здания (проект архитектора Б. В. Рутковского). Тут жили педагог-математик, автор известных задачников Н. А. Шапошников и историк искусства А. К. Дживелегов.
Восточнее М. Харитоньевского проходят два Козловских переулка - Большой и Малый. Большой Козловский переулок начинается от безымянной площади, образованной Мясницкими улицей и проездом, на которую выходит первый дом по этому переулку. Автор его, архитектор К. Ф. Буссе (1888), не сумел воспользоваться выгодным местоположением, и выразительного ансамбля не получилось. Этот дом образует угол с небольшим Боярским переулком, бывшим Трехсвятительским, название которого произошло от церкви Трех Святителей конца XVII в., стоявшей на месте сквера радом с домом № 4 по Садовой-Черногрязской улице, как раз там, где этот переулок выходит на Садовое кольцо. Церковь, разрушенная в 1928 г., была выстроена в 1680 г., потом существенно перестроена, в середине же XVIII в. возведена новая колокольня. В ней славились великолепный барочный иконостас и большая икона архистратига Михаила, принесенная в церковь сослуживцами и почитателями знаменитого генерала М. Д. Скобелева. Его, скоропостижно умершего в гостинице Дюссо на Театральном проезде в 1892 г., отпевали в Трехсвятительской церкви, и отсюда тело его было отправлено в родовую усадьбу в Рязанской губернии. Эта церковь памятна тем, что в ней крестили Лермонтова, который родился в также разрушенном большевиками доме, стоявшем напротив, на месте высотного здания на Садовом кольце. Между сквером и домом № 6/2, кооперативом работников Народного комиссариата иностранных дел, построенным в 1929 г. архитектором А. Мешковым, от Боярского переулка отходит почти не видный Хоромный тупик (бывший Трехсвятительский), в котором находится интересный архитектурный и историко-литературный памятник (№ 4). Дом стоит, как писал историк П. И. Бартенев, бывавший здесь, "самым оригинальным образом: он не на улице, не в переулке и не на площади - к нему ведет особый проезд, точно как в чувашских деревнях". Дом этот выстроен, вероятно, в первой половине XVIII в. - это были каменные палаты "волочильной и плющильной золотой и серебряной фабрики компанейщика" И. И. Тележникова. В конце века палаты переходят к известному в Москве медику, "одному из знаменитейших московских практиков", профессору Московского университета Ф. Г. Политковскому. После 1812 г. дом был во владении тайной советницы В. М. Мертваго, у которой в 1824 - 1826 гг. его снимал М. М. Сонцов, родственник А. С. Пушкина, женатый на его тетке Елизавете Львовне.
В конце 1820-х гг. дом с большим тенистым садом и "почти сельским простором" покупает штабс-капитан А. А. Елагин, женатый на племяннице В. А. Жуковского Авдотье Петровне Юшковой, матери известных литераторов Ивана и Петра Киреевских. В 1820-х - 1840-х гг. в доме Елагиной, по словам поэта Н. М. Языкова,
У Красных ворот,
в республике привольной
Науке, сердце и уму, -
было любимое место "соединения ученых и литературных знаменитостей Москвы, а по тону сдержанности, гуманности и благосклонного внимания, в нем царствовавшему, представлял нечто вроде замиренной почвы, где противоположные мнения могли свободно высказываться, не опасаясь засад, выходок и оскорблений для личности препирающихся... Все это вместе дает ему право на почетную страницу в истории русской литературы, наравне с другими подобными же оазисами, куда скрывалась русская мысль в те эпохи, когда не доставало еще органов для ее проявления". Трудно даже перечислить всех, кто бывал здесь - это А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Е. А. Баратынский, П. Я. Чаадаев, В. Ф. Одоевский, А. С. Хомяков, В. А. Жуковский и многие другие. В гостиной А. П. Елагиной развертывались ожесточенные споры западников и славянофилов: "Война наша, - писал А. И. Герцен в "Былом и думах", - сильно занимала литературные салоны в Москве. Вообще, Москва входила тогда в ту эпоху возбужденности умственных интересов, когда литературные вопросы, за невозможностью политических, становятся вопросами жизни". По воскресеньям салон Елагиной наполнялся посетителями. "Сверх участников в спорах, сверх людей, имевших мнения, на эти вечера приезжали охотники, даже охотницы, и сидели до двух часов ночи, чтоб посмотреть, кто из матадоров кого отделает и как отделают его самого; приезжали в том роде, как встарь ездили на кулачные бои, что за Рогожской заставой".
А. С. Пушкин побывал в доме Елагиной зимой 1828/29 года, посетив жившего здесь И. В. Киреевского. Во время этого посещения он отобрал свои книги из библиотеки С. А. Соболевского, которую тот оставил Киреевскому на время отъезда за границу. Весной 1830 г. Пушкин посетил поэта Н. М. Языкова, поселившегося в доме Елагиной, а в августе 1833 г. опять был у И. В. Киреевского.
Правая сторона Большого Козловского переулка начинается пышно украшенным домом (№ 2/46, 1874 г., архитектор И. П. Херодинов), в котором жили художник К. Ф. Юон и известный исследователь, историк Москвы, автор книги "Памятные места Москвы" Б. С. Земенков. Соседний особняк, на зеленом фоне стен которого ярко выделяются белые детали декора, построен в 1874 г. по проекту П. С. Кампиони и перестроен в 1890 г. архитектором П. А. Дриттенпрейсом. Тогда же он получил и теперешний фасад, на котором в лепных картушах под карнизом виднеется латинская буква "5" - первая буква фамилии владельца, отнюдь не иностранца, а природного россиянина, шуйского купца первой гильдии Павла Севрюгова. Далее - административные здания, построенные на месте сада Филаретовского училища. Напротив них - заурядный жилой дом (№3, 1901 г., архитектор И. Г. Кондратенко) и рядом пышно украшенный особняк 1888 г. (инженер Б. В. Ростковский). Переулок заканчивается доходными домами № 8 (1913, архитектор Г. К. Олтаржевский) и № 12 (1911, архитектор И. Г. Кондратенко, в нем в 1930-х гг. жил артист Б. Г. Добронравов). Последний был выстроен на месте деревянного дома поэта И. И. Дмитриева, давнего знакомого пушкинской семьи.
Басни И. И. Дмитриева были широко известны, а некоторые его стихотворения стали народными песнями. Он любил Москву, всегда стремился поселиться в ней, что и исполнил на склоне лет. Дмитриеву принадлежат широко известные строи о Москве:
Москва, России дочь любима,
Где равную тебе сыскать?
После выхода в отставку (И. И. Дмитриев был обер-прокурором Сената и жил в Петербурге) поэт купил в 1801 году небольшой дом профессора права Московского университета К. Я. Лангера. Дмитриев писал в мемуарах "Взгляд на мою жизнь", что он "переделал его снаружи и внутри, сколько можно получше; украсил небольшим числом эстампов, достаточною для меня библиотекою и возобновил авторскую жизнь". Позади дома находился небольшой сад, который был приведен Дмитриевым в образцовый порядок, его можно было часто видеть за чтением "под густой тенью двух старых лил, прозванных Филемоном и Бавкидою". Он дружил с Н. М. Карамзиным, и будущий историограф почти каждый день бывал здесь. Дом Дмитриева был одним из культурных центров допожарной Москвы - хозяин вспоминал, что его нередко посещали "молодые писатели" В. Л. Пушкин, В. А. Жуковский, В. В. Измайлов. Узнав, что этот домик сгорел в пожар 1812, года В. А. Жуковский посвятил ему стихотворение-воспоминание:
Итак, ее уж нет,
Сей пристани спокойной,
Где добрый наш поэт
Играл на лире стройной...
Как весело бывало,
Когда своим друзьям,
Под липою ветвистой
С коньяком чай душистый
Хозяин разливал,
И круг наш оживлял
Веселым острым словом!