Здесь, на одном из лучших в городе мест - высоком холме над слиянием двух рек - еще в Петровское время был построен каменный дворец сыном "именитого человека" Григория Строганова Александром, получившим вместе с братьями титул барона. Новая петровская знать выдвигалась на первые роли, и для нее требовались роскошные резиденции: тогда в Немецкой слободе строился дворец для Франца Лефорта, а напротив, на другом берегу Яузы, целая усадьба для Федора Головина.
Дворец Строганова был под стать им. Как записал в своем дневнике Ф. Берхгольц, прибывший в Россию с Голштинским герцогом, "нельзя не удивляться, как великолепно живет молодой барон Строганов, отец которого был не более, как богатый крестьянин; он не только, по здешнему обычаю, всегда имеет роскошный стол, хорошо одевается и щеголяет экипажами, но и держит собственную труппу музыкантов... Дом его один из лучших в Москве как по красоте, так и по местоположению. Перед ним протекают две реки, именно Москва и Яуза".
Палаты перешли от барона А. Г. Строганова к его дочери княгине В. А. Шаховской, и возможно, что тогда они разбирались: в 1769 г. в газете "Московские ведомости" объявлялось о разборке "каменного трех этажах дома, который наперед сего Строганов, до фундамента".
На этом месте во второй половине XVIII в. стало строиться новое здание, надо думать, превосходящее строгановское. Возможно, в начале 1770-х гг. В. В. Суровщиков, один из самых богатых купцов в Москве, первый среди них по объему торговли с заграницей, возводит (возможно, и с использованием остатков дворца Строгановых) строгое трехэтажное строение с полукруглым, ограниченным крыльями флигелей, двором. Наверху поставили бельведер, откуда была видна вся Москва. Этот дом изображен на известной картине Делабарта "Вид Яузского моста и дома Шапкина" (правда, такого владельца так и не было найдено). В начале XIX в. дом принадлежит генерал-аншефу Т. И. Тутолмину (бывшему в 1806 - 1809 гг. московским главнокомандующим). Он также занимался перестройкой дома, о чем упоминалось в "Историческом путеводителе" по Москве 1831 г.: "Истинно надо сказать, что мало в Москве таких домов, и местоположение и архитектура делают его единственным, дом сей проходил многия руки, в числе коих был владельцем онаго и Безбородко. Весьма хвалят внутреннее убранство дома, и говорят, между прочим, что Тутолмину одна парадная лестница стоила 150 000 рублей". В то время дом Тутолмина был включен в число замечательных московских зданий, фасады и планы которых собраны в "Альбомы" М. Ф. Казаковым.
От Тутолмина дом перешел к брату знаменитого екатерининского и павловского сановника графу И. А. Безбородко. В 1812 г. дом сгорел и долго стоял неотделанным, пока его не купили уже не графы и генералы или богатые купцы, а некие Гомзяков и Юркевич и перепродали одному из текстильных московских магнатов - Тимофею Васильевичу Прохорову, решившему открыть в нем нечто невиданное еще в Москве - фабрику-школу. В мае 1833 г. началась перестройка и оборудование дома, а в сентябре уже начались занятия и открыто мануфактурное производство. Здесь "были устроены учебные мастерские, классы для учебных занятий, отдельные спальни как для учеников, так и для мастеровых, помещение для приказчиков, конторы и товаров... Кроме того, было оставлено обширное зало, в котором должны были собираться все ученики и рабочие для бесед или для чтения книг духовно-нравственного содержания".
Фабрика Т. И. Прохорова была немалой. Так, в 1846 г. она выпускала ситца на 155 тысяч рублей, в ней было установлено 55 станков и на них работали 205 человек. Фабричное производство продолжалось здесь до 1850 г., а потом дом стал обычным доходным, сдававшимся и под квартиры и под различные учреждения. Например, в начале XX в. в нем находилась известная в Москве частная женская гимназия Е. Е. Констан. В 1903 - 1904 гг. архитектор В. В. Шервуд по заказу тогдашней владелицы Е. П. Ярошенко надстраивает этот дом двумя этажами, ломает крылья флигелей, делает пристройки. В конце 1930-х гг. бывший дворец значительно перестраивается и теряет остатки былого великолепия. В последнее время была проведена огромная работа по реставрации здания на 80-е гг. XVIII в. под руководством архитекторов Т. Л. Энговатовой и А. Б. Пушиной. В результате Москва обогатилась великолепным дворцом.
Другой архитектурный памятник - усадьба (№ 16), состоящая из дома в глубине курдонера и флигелей, образующих типичную схему усадебной застройки. Ее часто называют усадьбой Клаповской по фамилии последней владелицы, но было бы правильнее называть ее по фамилии купца И. С. Рахманова, выстроившего этот дом к 1816 г., с включением в него и старых одноэтажных палат. Примерно в то же время строятся два каменных флигеля, объединенных в 1820 г. оградой. В 1830-х гг. владельцем усадьбы был купец Петр Молошников, чей вензель из переплетенных букв "П" и "М" виден в тимпане фронтона главного дома. Бывшую усадьбу занимал "дом научного атеизма", признаков которого ныне уже нет: в доме несколько разных компаний и организаций и, в том числе, "Международная туристская компания „Москва"".
За флигелем этой усадьбы еще одно здание, достойное быть внесенным в число архитектурных памятников, - это скромный дом (№ 18) первой половины XVIII в. Начальный план его датируется 1753 г., когда он принадлежал советнику М. И. Данилову. Во второй половине XIX в. это здание получило эклектический фасад.
Еще один интересный памятник - в 1-м Котельническом переулке. Внизу, недалеко от Котельнической набережной, находится здание церкви Николы, "что в Котельниках". Эти места, как можно понять из названия, связаны с котельниками, ремесленниками-кузнецами, изготовлявшими металлическую посуду. Существующее здание построено на средства князя С. М. Голицына в 1822 - 1823 гг., как сообщал он в письме к митрополиту Филарету, в память его предков Строгановых, живших в приходе этой церкви. Здание ее - одно из немногих культовых построек, спроектированных выдающимся московским архитектором О. И. Бове. Оно достаточно традиционно - над четвериком основного объема поставлена ротонда с полуциркульными окнами, разделенными пилястрами. Интересны три скульптурных рельефа над северным портиком. Позади церкви стоит двухэтажный дом причта, перестроенный в 1840-х гг.
Немного выше, по другую сторону переулка - здание значительно более древнее. Оно относится ко второй половине XVIII столетия, а его дворовая часть - это сводчатые палаты XVII в. В конце XVIII в. все здание было объединено классическим фасадом. Позади него, на месте большого сада построено школьное здание. Оно стоит на трассе 2-го Котельнического переулка, сейчас уже почти исчезнувшего. Этот переулок выходит между домами №20 и 22 к Гончарной улице. Параллельно ему, так же малозаметный среди застройки, проходит 3-й Котельнический переулок, который упирается в длинный монументальный жилой дом № 26 - 32, построенный в 1950 - 1957 гг. (архитекторы Л. В. Руднев, И. 3. Чернявский). Эти переулки ранее назывались Новым и Старым Космодамианскими по названиям церквей, которые стояли на углах этих переулков и Гончарной улицы.
Святые были издавна покровителями кузнецов, и надо думать, что кузнечная слобода здесь была не бедной, если сумела выстроить несколько церквей. Одна из церквей - "Старая" - освящена во имя святых Космы и Дамиана Асийских, "иже с миром успоша" (т. е. умерших своей смертью), а вторая - "Новая" - Космы и Дамиана, оклеветанных завистниками и вероломно убитых.
Есть сведения о том, что здесь был монастырь. Он упоминается в духовной князя Ивана Юрьевича Патрикеева около 1498 г.: "да мои ж места: Заяузская слобода с монастырем Кузмодемьяном", и возможно, что эти две церкви были когда-то монастырскими, а после упразднения его стали просто приходскими.