Две церкви, стоящие рядом и посвященные одним и тем же святым, вызывали любопытство москвичей. Рассказывали о том, что здесь жили два брата-богача; один из них выстроил на свои деньги Космодамианскую церковь, а после постройки они рассорились, и второй брат решил построить уже на свои собственные средства еще одну церковь и тоже во имя тех же святых.
Космодамианская "старая" церковь была построена, вероятно, ранее ее первого упоминания в документах. После пожара 1773 г. ее восстановил самый богатый прихожанин купец Лука Девятов, у которого была "мишурная" фабрика. Сломали церковь в 1936 г., а стояла она на месте правой части длинного комфортабельного жилого дома № 26 - 32 по Гончарной улице.
Церковь св. Космы и Дамиана "Новая" находилась на месте советского строения № 20. Она была выстроена в 1659 - 1662 гг. и переделана к середине XVIII в. и еще раз перестроена архитектором И. И. Козловским в 1859 г. Это был внушительный четверик с пилястровыми портиками и мощным куполом. Церковь закрыли и постепенно стали перестраивать для различных нужд, и так "перестроили", что и признаков ее теперь не увидеть: может быть, только где-то в недрах современного "научного конструкторского бюро", как значится на вывеске, сохранились остатки церковного здания.
В 3-м Котельническом переулке за домом № 8/25 (1936, архитектор И. И. Ловейко) стоят палаты XVIII в. Они еще мало исследованы, и в их объеме могут быть значительно более древние части.
Двигаясь далее, мы встречаем 4-й Котельнический переулок, бывший Брехов (старое название по фамилии владельца), и 5-й Котельнический, ранее Спасочигасовский. Такое несколько причудливо звучащее для нашего уха название он получил от церкви Спаса, "что в Чигасах", находившейся на месте дома № 12. Название же церкви обязано игумену Чигасу, основавшему в конце XV в. мужской монастырь со Спасской церковью. В летописи под 1483 г. говорится, что "заложи церковь кирпичну Спас Святой за Яузой игумен Чигас", а в 1547 г. летописец упомянул о монастыре: "...загорешася за Яузой на Болвановке... и церковь Спаса выгоре в Чигасове монастыре". В связи с известием об этом пожаре в другой летописи были особо отмечены фрески знаменитого живописца Дионисия: "...церковь Спас в Чигасове монастыре выгоре и верьх ея падеся, подпись у церкви тое чюдна была Дионисья иконописца..." В 1625 г. монастыря уже не было, а Спасская церковь стала обычной приходской. Разрушили ее в 1929 г.; в ней, по воспоминаниям, был прекрасный иконостас XVIII в.
Невдалеке была еще одна церковь - Воскресения в Гончарах, славившаяся своим редким трехшатровым верхом. Все это обилие церквей, несомненно, говорит о населенности этих мест и зажиточности окрестных обитателей. Недаром в Москве ходила такая прибаутка:
У Спаса в Чигасах, за Яузой,
Живут мужики богато.
Гребут золото лопатами,
Чисто серебро ковшиком. Слава!
В том же 5-м Котельническом переулке почти на углу с Гончарной улицей - произведение известного в начале нашего столетия архитектора. Это особняк (№ 9) представителя богатой купеческой семьи Зиминых, построенный в 1911 г. В. Д. Адамовичем, автором дома Второва на Спасо-песковской площади и известной тогда виллы "Черный лебедь" в Петровском парке.
Кончаются переулки здесь 1-м и 2-м Гончарными. Они, как и Гончарная улица, напоминают об обширной слободе гончаров, прекрасно украсивших свою приходскую церковь Успения в Гончарах, здание которой, построенное к 1654 г., стоит на другом углу 5-го Котельнического переулка. Ее трапезная выстроена в 1702 г., а приземистая колокольня - в середине XVIII в. Особенно интересны в отделке церковного здания изразцы, опоясывающие северный фасад трапезной; на высоком барабане придела поставлены даже целые изразцовые фигуры, изображающие апостолов (о них раньше не знали, и обнаружили под толстым слоем краски при очередном ремонте). Это сияющее богатство - дело руки слобожан Гончарной слободы и самого известного из них - Степана Полубеса. В церкви находится копия с копии чтимого образа Богоматери "Троеручицы", впервые присланная из Хиландарского афонского монастыря как дар патриарху Никону. С 1948 г. тут находится подворье Болгарской православной церкви.
Уже ниже, от Гончарной улицы, отходит Рюмин переулок, названный по домовладельцу. В этом небольшом переулке находится интересный образец московского модерна - особняк потомственного почетного гражданина Д. Ф. Беляева, перестроенный из более старого здания в 1903 г. по проекту А. А. Галецкого. Интересны красочные керамические вставки на садовом фасаде и живописная решетка на высокой каменной ограде.
Рюмин переулок выходит к разделу двух улиц - Яузской и Верхней Радищевской. Сюда же с противоположной стороны выходит Тетеринский переулок. Он проходит по местам, где в XVII - начале XVIII в. была небольшая (в 1632 г. всего 10 дворов) Тетеринская казенная слобода, населенная, вероятно, дворцовыми каменщиками.
Начало переулка отмечают два архитектурных памятника. Слева - двухэтажный южный флигель усадьбы И. Р. Баташова, главное здание которой располагается по Яузской улице (№ 11), и справа - трехэтажное здание, построенное в 1790-х гг. в купеческой усадьбе. Разнообразен декор этого дома - лепные розетки, круглые ниши, сандрики на кронштейнах.
Далее переулок застроен в основном зданиями второй половины XIX в., владельцами которых были небогатые купцы и мещане. Только уже ближе к улице Земляной вал в конце XIX - начале XX в. появляются большие доходные дома № 14 (1912, архитектор О. О. Шишковский) и № 20 (1910, архитектор Э. К. Нирнзее).
От Тетеринского отходит Землянский переулок, выходящий к Николоямской улице.
Эти места долгое время были почти не застроены. Известно, что здесь был большой "огород" боярина Никиты Романова, пожалованный в 1655 г. патриарху Никону под подворье, и огород Иверского монастыря. В конце XVIII столетия на месте подворья находилась усадьба (№ 2/30) с каменным домом, принадлежавшая двум сестрам - Марии и Варваре Чичериным, сестрам бабушки А. С. Пушкина, по фамилии которых переулок до 1950 г. назывался Чичерин-ским.
От Николоямской улицы перпендикулярно к набережным Яузы выходят два небольших переулка - Берников, названный по одному из домовладельцев (старое название - Блазновский - было также обязано его жителю), и Лыщиков переулок, который именовался в XVIII - XIX вв. Покровским по церкви Покрова Богородицы, "что на Лыщиковой горе".
Здесь был монастырь, упоминающийся под 1392 г., когда летописец сообщил о том, что в монастыре у Покрова постригся Стефан, брат Сергия Радонежского. Покровский Лыщиковский "княжий" монастырь упоминается в завещаниях Ивана III и Ивана Грозного. Нынешнее здание церкви построено в 1697 г. (1693?) и значительно перестроено в 1830-х гг., когда переделали трапезную и пристроили новую апсиду, вобравшую в себя первоначальную. Последняя перестройка относится к 1880-м гг., когда над зданием была возведена небольшая главка. Колокольня относится к концу XVIII в.