Рядом с этим памятником архитектуры находится и другой - дом № 6, построенный в конце XVII в. (к этому времени относится его первый этаж, убранство этого времени хорошо видно со двора). В начале следующего столетия им владел И. П. Толстой, а в середине капитан-поручик Измайловского полка П. С. Хлопов, при котором здание, вероятно, получило современные габариты. Внутри сохранилась прекрасная темперная (темпера - краска, разведенная на эмульсии из воды и яичного желтка, обладающая значительной стойкостью) роспись потолков, относящаяся к началу XIX в. От Хлоповых дом перешел к одному из представителей славной семьи Ермоловых - генерал-майору Н. А. Ермолову, дяде знаменитого полководца А. П. Ермолова. Он участвовал во многих сражениях русско-турецкой и русско-шведской войн в конце XVIII столетия. Но самым известным жильцом этого дома был К. С. Станиславский. Ему исполнилось 58 лет, когда он с семьей переехал сюда в 1921 г. В течение 17 лет он жил и работал в этом доме. На втором этаже за дубовой массивной дверью, заказанной еще для его дома у Красных ворот, находился кабинет Станиславского. Рядом - белый с колоннами зал, где часто проводились репетиции. Сюда приходили многочисленные ученики и почитатели великого режиссера. С. Я. Лемешев писал об этом доме, что он "стал для нас чем-то вроде храма искусства, и, только еще переступая его порог, мы уже настраивались на особо торжественную, высокую ноту". Во двор дома в хорошую погоду выносились кресло и огромный зонт - тут можно было видеть Станиславского, занятого рукописями или беседующего с учениками и посетителями. В 1948 г. стараниями дочери Станиславского в доме был создан мемориальный музей.
За домом № 8, два этажа которого были построены в 1897 г. архитектором А. С. Каминским для жены потомственного почетного гражданина В. Б. Спиридоновой, известной в Москве благотворительницы, пожертвовавшей 300 тысяч рублей на богадельню, выстроенную на Петербургском шоссе, располагалась большая усадьба, занимающая современные участки № 10 и 12. В начале XVIII в. она принадлежала генерал-аншефу М. И. Леонтьеву, по фамилии которого долгое время назывался переулок. Сын его в 1760 г. строит здесь деревянные хоромы, фасад которых, как одного из замечательных московских зданий, был включен в "Альбомы партикулярных зданий", составленные М. Ф. Казаковым. Хоромы сгорели в 1812 г., и участок разделился на две части. В небольшом каменном доме (№10) в 1830 - 1848 гг. жил А. А. Прокопович-Антонский, профессор и в течение многих лет ректор Московского университета. Он долго руководил и университетским Благородным пансионом, при нем пансион стал одним из лучших российских учебных заведений. В XIX в. этот участок перешел к Сорокоумовским; у одного из них останавливался во время приезда в Москву в 1882 г. знаменитый путешественник, исследователь Новой Гвинеи Н. Н. Миклухо-Маклай.
Современное здание (№ 10) было построено в 1884 г. архитектором А. С. Каминским, а в 1895 г. при владельце И. В. Морозове сделаны новые роскошные интерьеры по рисункам Ф. О. Шехтеля. В доме в 1920-х - начале 1940-х гг. помещалось германское посольство. Впоследствии здесь было Совинформбюро, где составлялись сводки боев и побед в Великой Отечественной войне. С 1949 г. в доме работало посольство Германской Демократической Республики, а потом он был занят посольскими учреждениями Кубы и банком.
Высокое жилое здание (№ 12) на углу с Елисеевским переулком состоит из разновременных построек: нижние три этажа 1886 г. (архитектор А. П. Белоярцев), а верхние появились в 1912 г. В этом доме в 1900-х гг. жил композитор Р. М. Глиэр.
За Елисеевским переулком и небольшим сквером на месте снесенных строений находится дом № 16. Он образовался из нескольких частей, самая старая - левая. Здесь еще в 1806 г. стоял двухэтажный каменный дом майора А. И. Челищева. Два этажа справа появились в 1874 г. - их построила вдова профессора Московского университета, филолога И. И. Давыдова. Уже в 1905 г., при коренной перестройке дома для меблированных комнат, появился третий этаж и современный фасад. В левой части дома рядом с проходом во двор в начале 1920-х гг. находилась писательская книжная торговая лавка - дверь ее позже была превращена в узкое окно. В лавке торговали книгами писатели М. А. Осоргин, Б. К. Зайцев, В. Ф. Ходасевич. "Проходя ныне улицей Станиславского, - вспоминал В. Г. Лидин, - я обычно замедляю шаги возле окон, за которыми в трудную зиму 1920 года блистали золотом переплетов книги, как бы возвещая, что не за горами та пора, когда слабые огоньки ликбезов разгорятся в могучее пламя всеобщей грамотности, а слово Белинского, что книга есть жизнь нашего времени, получит свое реальное выражение". В 1920 - 30-е гг. тут находилось общежитие Коминтерна. Теперь дом занят посольством Азербайджана.
Под № 18 - дом, относящийся к XVIII в. Он стоит в глубине, отделенный от улицы красивой оградой (1854). Осенью 1824 г. в усадьбе, принадлежавшей тогда купчихе И. А. Заборовой, поселился композитор А. А. Алябьев. Здесь вечером 24 февраля 1825 г. произошла та роковая игра в карты, после которой один из ее участников через несколько дней умер, а Алябьева обвинили без достаточных оснований в этой смерти и сослали в Сибирь.
В 1881 г. дом перешел к графу А. С. Уварову, сыгравшему огромную роль в организации русской археологии. После его смерти в 1884 г. дело Уварова продолжила его жена П. С. Уварова, урожденная княжна Шербатова, послужившая прообразом Кити Щербацкой в романе Л. Н. Толстого "Анна Каренина". Здесь, в ее особняке, родилась общественная организация, посвятившая свои усилия изучению истории Москвы. Первое заседание комиссии "Старая Москва" Археологического общества происходило 14 декабря 1909 г.
Всего состоялись 464 заседания комиссии "Старая Москва", в которых участвовало более 33 тысяч чел. и где было прослушано 900 докладов на самые разные темы, относящиеся к истории, быту, культуре Москвы. Особенно большой размах ее работа получила в 1920-е гг., но вскоре комиссия была разгромлена, а многие ее участники попали в сталинские лагеря. Последнее перед ликвидацией "Старой Москвы" 465-е заседание должно было состояться 12 февраля 1930 г., когда планировалось выслушать сообщение молодого студента В. В. Сорокина о доме поэта и государственного деятеля И. И. Дмитриева. Но он, ставший непревзойденным знатоком Москвы, автором многих публикаций об истории города, старейшиной москвоведов, смог выступить на заседании возрожденной "Старой Москвы" в тот же день 12 февраля, но только через шестьдесят лет - в 1990 г.
В правой части здания установлена гранитная доска и рядом с ней урна с ниспадающим покрывалом (1922, архитектор В. М. Маят). Она посвящена памяти жертв взрыва 25 сентября 1919 г. в здании московского комитета партии большевиков. Во время одного из заседаний партийных работников, лекторов и агитаторов в зал на втором этаже со стороны Большого Чернышевского переулка была брошена бомба. Погибло 12 человек, в том числе секретарь комитета В. М. Загорский. Следствие доказало, что взрыв был организован группой анархистов, так называемым Всероссийским повстанческим комитетом революционных партизан, боровшихся с советской властью путем террористических акций.
В этом доме позднее находились редакции газет "Коммунар" и "Молодой ленинец", тут работал клуб политэмигрантов, открытый по инициативе венгерского коммуниста Бела Куна. В этом же здании находился Дом художественной самодеятельности, а сейчас работает посольство Украины.
Дом № 24 хранит память об известных деятелях русской культуры. В 1900 - 1904 гг. здесь на четвертом этаже жил Ф. И. Шаляпин. Здесь у него родилась дочь Лидия и умер от аппендицита первенец сын Игорь. Отсюда семья Шаляпиных переехала в 3-й Зачатьевский переулок. В том же доме с октября 1901 по октябрь 1902 г. снимал квартиру С. В. Рахманинов. И, наконец, это последний московский дом, приютивший А. П. Чехова. Писатель приехал сюда 3 мая 1904 г. перед отъездом за границу. Он настолько плохо себя чувствовал, что почти не выходил на улицу. "...Я нездоров, лежу в постели, каждый день ходит доктор", - писал он В. А. Гольцеву, редактору журнала "Русская мысль". Чехов в первый раз смог выйти из дома только 31 мая - он проехался на извозчике вместе с Ольгой Леонардовной по улицам Москвы. Это было прощание с городом, в который он приехал безвестным молодым человеком и покидал прославленным писателем.