На правой стороне переулка в начале XX столетия стали появляться большие доходные дома. Так, дом № 2/14 был выстроен в 1915 - 1916 гг. (архитектор А. А. Иванов-Терентьев), № 2/1 в 1914 г. (архитектор В. А. Чернопятов), № 6, 1900 г. (архитектор А. Ф. Мейснер); в этом доме жили профессор В. Ф. Лугинин, химик В. Н. Ипатьев, композитор Ф. Ф. Кенеман, артист Д. А. Смирнов.
Другое здание, памятное известными именами, находится ближе к Тверской улице. Это дом № 17, также построенный по проекту А. В. Щусева в 1928 г. для артистов Художественного театра. В нем жили В. И. Качалов, Н. Н. Литовцева, И. М. Москвин, Л. М. Леонидов, Н. А. Подгорный, балерина Е. В. Гельцер. Третий "артистический" дом расположен у проезда на Тверскую улицу (№ 12). Он отмечен тремя мемориальными досками: в память В. Э. Мейерхольда, И. Н. Берсенева и В. Д. Тихомирова. В этом же доме жили А. П. Кторов, М. Т. Семенова, В. В. Кригер, С. В. Гиацинтова, архитектор И. И. Рерберг.
В Брюсовом переулке находится церковь Воскресения, "что на Успенском вражке". Она построена в 1634 г., в то время, когда Москва оправлялась от Смутного времени и последствий польско-литовской интервенции. Трапезная относится к 1816 - 1820 гг., в нее поместили придельный храм св. Елисея, в воспоминание соседней разобранной церкви, стоявшей на месте дома № 7. Колокольню же выстроили заново в 1897 г., так как некуда было вешать пожертвованный колокол весом 327 пудов (более 5 тонн).
В храме находится "чудотворная" икона Богоматери "Взыскание погибших" из снесенной церкви Рождества Христова в Палашевском переулке.
Здания, расположенные в конце Брюсова переулка (№ 19 и 21), являются примерами эклектики, получившей во второй половине XIX в. широкое распространение. Дом № 19, казалось, сам говорит о времени своего появления на свет - на его фасаде цифры "1881". На самом деле это дата перестройки его архитектором М. К. Геппенером из одноэтажного строения 1863 г., где находился "склад "колониальных товаров" для магазина А. В. Андреева, лучшего в Москве гастрономического магазина до появления елисеевского. Во дворе, справа от входа, стоял одноэтажный особняк, где и жили Авдреевы. Здесь часто бывал поэт К. Д. Бальмонт, женившийся на дочери хозяина дома. В 1830-х гг. этот особняк принадлежал И. Е. Дядьковскому, философу-материалисту и известному врачу-терапевту. В преддверии праздника 850-летия Москвы этот памятный дом был снесен, и не было слышно ни одного голоса осуждения...
Соседний дом (№ 21) - это только часть большого здания, выходившего углом на Тверскую улицу. В начале XIX в. он принадлежал генерал-майорам братьям Андрею и Кириллу Гудовичам. В 1898 г. по проекту архитектора С. К. Родионова дом был заново отделан по фасаду, и тогда на угловой полуротонде были помещены герб с девизом "IN DEO SPES MEA" ("в Боге надежда моя") и инициалы владельца "АМ" - Андрея Миклашевского. При реконструкции Тверской эта часть большого дома Гудовичей была передвинута внутрь квартала. В доме в 1847 - 1849 гг. жил драматург А. В. Сухово-Кобылин.
Напротив высится здание Дома композиторов, которое было построено архитектором И. Л. Маркузе в 1953 - 1956 гг. для ЖСК "Педагог Московской консерватории". В нем жили композиторы Д. Б. Кабалевский (с 1962 по 1987 г.), Д. Д. Шостакович (с 1962 по 1975 г.), А. И. Хачатурян (с 1962 по 1978 г.), скрипач Л. Б. Коган (с 1956 по 1982 г.), дирижер К. Б. Птица (с 1956 по 1983 г.).
Резко изгибающийся переулок получил современное название - Елисеевский (раньше он назывался Малым Чернышевским) в 1922 г., как ни странно, по церкви св. Елисея, стоявшей на месте дома № 7 по Брюсовому переулку. Эта церковь, вначале деревянная, была выстроена в память прибытия в Москву патриарха Филарета, освобожденного из польского плена. Торжественная встреча произошла 14 июля 1619 г. В пожар 1629 г. церковь сгорела и была выстроена в камне в 1636 г. Из-за малого прихода она была приписана к соседней Воскресенской церкви, а в 1818 г. вообще снесена.
Наиболее современное здание в Елисеевском переулке - это здание министерства науки и технической политики, построенное на месте старых Чернышевских бань (1981, архитекторы Ю. Шевердяев, А. Арапов, М. Гороховский).
Нынешний Вознесенский переулок назывался ранее Большим Чернышевским по фамилии владельца самого большого здесь участка на углу с Тверской графа Захара Чернышева, который в 1782 - 1784 гг. был московским генерал-губернатором. Переулок примерно посередине разделялся оврагом, где протекал ручей; часть от оврага к Тверской называлась Новгородским переулком по слободе, населенной выходцами из Новгорода, а другая часть - до Большой Никитской - Вознесенским по церкви Малого Вознесения, отреставрированное здание которой стоит на Углу переулка. Церковь получила название "Малой" после постройки у Никитских ворот значительно большего здания Церкви также во имя Вознесения.
Малая Вознесенская церковь первоначально упоминается в 1548 г., и она, вероятно, была выстроена в слободе выходцев из Новгорода, но с тех пор, конечно, была перестроена. Основная часть ее - четверик церкви относится либо к концу XVI в., либо к 1634 г., когда была выдана так называемая храмозданная грамота. "В пользу более ранней датировки говорит изящество архитектурного декора, сохранившегося на фасадах вертикальных филенок, подчеркивающих стройность объема, тонкопрофилированных наличников окон со стрельчатыми завершениями и т. п.", - говорится в описании памятников архитектуры Москвы. Восьмерик был возведен в 1760-х гг. К концу XVII в. относится южный придел Прокопия и Иоанна Устюжских, как и шатровая колокольня, верх которой был также переделан позднее.
В доме № 3 по Вознесенскому переулку до большевистского переворота помещался 4-й городской бесплатный родильный приют. Их в Москве насчитывалось шесть, остальные принадлежали частным лицам и, как правило, были платными. Дом № 7 принадлежал известному общественному деятелю князю В. А. Черкасскому. По воспоминаниям, "князь Черкасский в глазах москвичей окружен был некоторым орелом благодаря своей деятельности по крестьянской реформе... Раз в неделю у Черкасских были „разговорные" вечера - жили они в своем доме в Чернышевском переулке, купленном впоследствии редакцией „Русских ведомостей", и на эти вечера собирался самый цвет московской интеллигенции, впрочем, преимущественно славянофильского направления, и беседы почти всегда носили ярко критический характер по отношению к деятельности правительства и отдельных его членов".
В 1886 г. дом был приобретен газетой "Русские ведомости", редакция и типография которой помещались здесь до 1918 г. В настоящее время тут находятся типография и редакция газеты "Гудок". При типографии в 1923 г. молодому сотруднику, будущему знаменитому писателю Илье Ильфу удалось получить комнату, в которой вместе с ним поначалу жил Юрий Олеша.
Его друг Евгений Петров рассказывал: "...нужно было иметь большое воображение и большой опыт по части ночевок в коридоре у знакомых, чтобы назвать комнатой это ничтожное количество квадратных сантиметров, ограниченных половинкой окна и тремя перегородками из чистейшей фанеры. Там помещался матрац на четырех кирпичах и стул. Потом, когда Ильф женился, ко всему этому был добавлен еще и примус. Четырьмя годами позже мы описали это жилище в романе "Двенадцать стульев" в главе "Общежитие имени монаха Бертольда Шварца".