Последний на этой стороне улицы - дом № 26, остаток усадьбы князей Шаховских конца XVIII - начала XIX в. Главное ее строение выходило на Тверскую, а в переулке находились подсобные. Одно из них - двухэтажное здание, показанное на плане 1802 г., которое и составляет основу существующего дома.
Два переулка в этом обширном районе между улицами Б. Никитской и Тверской носят названия Большого и Малого Гнездниковских от местности Гнездники. Происхождение этого слова остается загадкой. Его прямо производили от птичьего гнезда, ибо тут якобы была роща, изобиловавшая ими. П. В. Сытин считал, что гнездниками назывались мастера, изготовлявшие дверные петли, но гораздо более вероятно, что гнездники делали стрелы, подсчет которых велся "гнездами". Так, в 1688 г. Петр 1 "указывал сделать два гнезда стрел, а сделав те стрелы, привезть к нему, великому государю, в поход, в село Преображенское". Стрел, конечно, было нужно значительно больше, чем дверных петель, и возможно, что эти ремесленники жили здесь немалым поселением. Некоторые исследователи считают, что гнездники занимались литейным делом. Это вызывает сомнение, ибо обычно такие производства, как кузнечное, литейное и т. п., связанные с огнем, располагались подальше от густой жилой застройки и поближе к воде. Большой Гнездниковский переулок назывался также Ислентьевским и Урусовским, а Малый - Вадбольским и Шере-метевским по фамилиям домовладельцев.
Гнездники имели свою приходскую церковь, которая стояла на месте левой части школьного здания в Большом Гнездниковском переулке (№ 4). Первоначально она была построена в 1629 г., а в 1724 г. "по челобитью Никицкого сорока церкви Николая чудотворца, что в Гнездниках, попа Петра Юдина с прихожаны, велено им вместо ветхой каменной церкви на том же церковном месте построить вновь каменную ж церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы да в пределе Николая Чудотворца".
В ней 2 октября 1893 г. отпевали жившего в приходе этой церкви Н. С. Зверева, известного музыкального педагога, у которого воспитывались и многие известные впоследствии композиторы и исполнители и, в частности, Сергей Рахманинов, Александр Скрябин и Михаил Пресман.
В Большом Гнездниковском переулке находится большой и по сегодняшним масштабам жилой дом (№ 10). Участок был приобретен архитектором Э. К. Нирнзее, и он 16 мая 1912 г. подает прошение о разрешении построить еще не виданный в Москве "небоскреб" с дешевыми квартирами. Он использовал коридорную систему планировки с несколькими типами малогабаритных (от 28 до 47 квадратных метров) квартир. Отстроив дом, Нирнзее продал его в 1915 г. банкиру Д. Л. Рубинштейну, известному своими махинациями и связью с распутинской камарильей, но москвичи еще долго продолжали называть этот дом просто "Нирнзее".
Этот дом во время боев в октябре-ноябре 1917 г. был одним из основных опорных пунктов обороны войск Временного правительства, ибо он господствовал над окружающей местностью и особенно над зданием московского градоначальства на Тверском бульваре - одним из основных пунктов сопротивления законных войск. Комиссар московского градоначальства А. Н. Вознесенский писал: "Дом Нирнзее был ключом в нашей позиции, так как достаточно было установить на его крыше пулеметы, чтобы поливать оттуда весь двор и все здания, лежащие внизу". Дом Нирнзее был захвачен 28 октября, и вскоре юнкера, оборонявшиеся на Тверском бульваре, были вынуждены сдаться.
На той же высокой крыше во время Великой Отечественной войны стояли зенитные орудия, отражавшие налеты гитлеровских самолетов.
В полуподвале нового дома в сентябре 1915 г. открылся знаменитый театр миниатюр "Летучая мышь". Родившаяся в Касьянов день, 29 февраля 1908 г., просто как место отдыха артистов Художественного театра и названная так в отличие от "Чайки", "Летучая мышь" ко времени переселения в этот дом стала общедоступным и широко известным театром и вечерним кафе. "Фойе театра с большими, красного дерева диванами напоминало скорее гостиную, чем театральное помещение. В зрительном зале длинные узкие столы расположены были перпендикулярно сцене. Зрители располагались у столов. Официанты принимали заказы. Шла программа. Во время сценического действия все замирали - и официанты, и публика; наступала тишина... Каждая сценка, каждый фрагмент программы были тщательно поставлены, со вкусом оформлены и талантливо исполнялись превосходными актерами".
Театр, созданный Н. Ф. Балиевым, действовал и после октября 1917 г. Часть труппы осталась в Советской России, а другая вместе с Балиевым эмигрировала. Тогда "стиль рюсс" был в моде, и его театр процветал. Но вскоре Запад поразил экономических кризис, и Балиев разорился.
В Гнездниковском же спектакли продолжались, режиссером театра стал В. Л. Мчеделов. Однако в июле 1922 г. "Летучая мышь" закрылась. Но зал не пустовал - в нем обосновался театр пародий "Кривой Джимми", затем Московский театр сатиры, театр-студия Малого театра, цыганский театр "Ромэн" и, наконец, в наше время учебный театр ГИТИСа, а в 1989 г. сюда вернулась "Летучая мышь" - театр-кабаре молодых артистов театра имени М. Н. Ермоловой. А теперь здесь театр "ГИТИС" Российской академии театрального искусства.
Если театральное искусство поселилось в полуподвале московского небоскреба, то на его первом этаже нашла пристанище литература - в 1918 г. тут помещались редакции журнала "Творчество" и газеты Моссовета "Вечерние известия". В 1922 - 1924 г. находилось отделение газеты "Накануне". Она издавалась в Берлине группой эмигрантов, выступавших за сотрудничество с советской властью. В газете активно сотрудничали многие известные писатели - А. Н. Толстой, М. А. Булгаков, В. П. Катаев, Л. В. Никулин, А. С. Неверов, К. А. Федин и другие. Помещение редакции было своеобразным литературным клубом.
В разные годы в доме находились редакции нескольких журналов - "Литературная учеба" и др., различные издательства и в том числе "Книга", "Московское товарищество писателей", более 30 лет (до 1970 г.) издательство "Советский писатель". Еще выше поселилась муза киноискусства - там в 1914 г. в одной из квартир обосновалась редакция самого распространенного кинематографического журнала "Сине-Фоно", в 1915 - 1916 гг. находились контора и зимнее ателье кинофирмы, совладельцем которой был известный актер и режиссер В. Р. Гардин. В доме располагались и первый профсоюз кинослужащих и киноиздательство, жил один из первых русских кинооператоров П. В. Ермолов. А сравнительно недавно опять застрекотали съемочные камеры и засветились софиты - на крыше снимались эпизоды фильмов Саввы Кулиша "Сказки, сказки... сказки старого Арбата", Эльдара Рязанова "Служебный роман", Карена Шахназарова "Курьер".
На самом верху, на плоской крыше здания, где сейчас стоит 15-метровая вышка - главный триангуляционный знак города (опорный пункт топографической съемки) - в 1920-х гг. было, как писала газета "Вечерняя Москва", "любимое место отдыха москвичей - ресторан-крыша. Горный воздух. Сакли в саду сирени. Два оркестра музыки. Кино".
Среди жильцов 4-го Дома Моссовета, как он стал называться в советское время, надо упомянуть и многих деятелей новой власти - начальника военно-воздушных сил Красной армии П. И. Баранова, командующего морскими силами Э. С. Панцержанского, наркома почт и телеграфа В. Н. Подбельского, коменданта Дома Союзов, будущего директора автомобильного завода И. А. Лихачева, партийного "контролера" М. Ф. Шкирятова, писателя-следователя Л. Шейнина и, наконец, генерального прокурора на инсценированных процессах 30-х гг., палача А. Я. Вышинского.