Здесь часто бывал Н. Г. Рубинштейн, туг помещалась контора Русского музыкального общества. У гостеприимного хозяина постоянно собирались музыканты, а в 1863 г. побывал Рихард Вагнер.
В дни помпезного празднования 850-летия Москвы не остановились перед сносом незаурядного архитектурного и исторического памятника в Столешниковом переулке. Перед визитом президента решили убрать мозоливший начальству старинный дом № 12, который в пушкинское время принадлежал купцу Д. Вагину. Он сдавал его под канцелярию московского обер-полицмейстера, и сюда в январе 1827 г. вызывали А. С. Пушкина для дачи показаний по делу о "возмутительных стихах на 14 декабря 1825 года" - об отрывке из элегии "Андрей Шенье", запрещенного цензурой и ходившего по рукам:
О горе! О безумный сон!
Где вольность и закон?
Над нами Единый властвует топор.
И вслед за Пушкиным мы могли бы воскликнуть сейчас: "где закон?"
Небольшой двухэтажный дом, стоявший на месте левой части современного здания (№ 14), также был связан с памятью о Пушкине. В середине июля 1826 г. его нанял сроком на один год "отставной прапорщик Евгений Абрамов сын Баратынский", и Пушкин, приехавший в Москву 8 сентября этого же года после Михайловской ссылки, бывал в нем. Здесь у своего давнего знакомого, поэта Баратынского, он читал "Бориса Годунова". Владел тогда этим домом профессор Московского университета М. Я. Малов, "прославившийся" грубостью и ретивой защитой российских порядков. Это о нем говорили, что в одном из отделений университета "без Малова девять профессоров". После шумного протеста студентов на лекции Малова, в котором, в частности, принимали участие Лермонтов и Герцен, описавший позднее его в "Былом и думах", незадачливого профессора были вынуждены навсегда уволить из университета.
Здесь жил в 1806 - 1811 гг. юрист Николай Сандунов, который, как было сказано в его биографии, "принадлежит в числу достопамятных личностей Московского университета". Он читал лекции законоведения в университете и "вместе служил оракулом города Москвы для вопрошающих о правосудии и для ищущих правосудия. Двери его дома были открыты для всех желавших его видеть".
Дом также принадлежал династии купцов Лукутиных, один из которых был основателем промысла лакированных изделий в подмосковном селе Федоскине.
После перехода владения к купцам Карзинкиным вместо старых зданий в 1900 г. построен существующий дом по проекту В. В. Баркова. В нем жили архитектор К. А. Дулин, автор здания Хлебной биржи в Гавриковом переулке, изобретатель системы записи звука на пленку П. Г. Тагер, певица И. Д. Юрьева, а там, где сейчас расположена мастерская по ремонту часов, по словам писателя В. Г. Лидина, в 1930-х гг. было кафе "Сбитые сливки", облюбованное московскими литераторами.
Петровский переулок переменил несколько названий. В XVIII в. это был Хлебный, потом Богословский - по храму св. Григория Богослова, стоявшему на месте пустыря на левой стороне. Он был выстроен заново на месте древнего, построенного в 1638 г. и перестроенного в 1709 - 1722 гг. Постройка нового большого храма производилась в 1876 - 1879 г. по проекту архитектора И. С. Каминского, который оставил от старинной церкви лишь шатровую колокольню. В 1922 г. переулок стал Петровским (по близости к Высоко-Петровскому монастырю), а в 1946 - 1992 гг. назвался улицей Москвина - по фамилии актера, выступавшего в здании (№ 3), построенном для одного из первых частных театров в Москве.
Сразу после отмены театральной монополии в 1882 г. энтузиаст, молодой помощник присяжного поверенного Ф. А. Корш основал частный театр, которому было суждено прожить долгую жизнь - он был закрыт лишь в 1932 г. (в советское время он именовался театром "Комедия" и Московским драматическим).
Дебют театра Корша 30 августа 1882 г. - комедия Гоголя "Ревизор" - прошел с исключительным успехом в здании в Камергерском переулке (где теперь Художественный театр), а в Богословском переулке театр Корша начал свои представления с 1885 г. Братья Петр, Василий и Александр Бахрушины отдали Ф. А. Коршу большой участок на 12 лет на весьма выгодных условиях и вдобавок еще пожертвовали 50 тыс. рублей на строительство театра. Здание было построено необычайно быстро. Как писал сам Корш, сложнейший проект был разработан архитектором М. Н. Чичаговым необыкновенно быстро; 5 мая 1885 г. в основание театра был положен первый камень, а уже 30 августа состоялось торжественное открытие, на котором были показаны отрывки из "Горя от ума", "Ревизора" и "Доходного места". Особенностью нового театра было электрическое освещение сцены, зрительного зала, фойе и артистических уборных.
"Это тогда было новостью необыкновенной, - писала ведущая артистка театра А. Я. Глама-Мещерская, - и даже в Большом и Малом театрах еще пользовались газом; правда, новое освещение было далеко не совершенно. Лампочки давали свет желтоватый и горели ненадежно... Тем не менее, впечатление новое освещение производило огромное".
Театр вскоре стал очень популярен. Корш снизил цены на билеты чуть ли не вдвое, и к нему пошел небогатый зритель - мелкие чиновники, учащаяся молодежь, ремесленники. Театр славился актерами - там выступали П. Н. Орленев, В. Н. Давыдов, А. П. Кторов, И. М. Москвин, А. А. Остужев, Е. М. Шатрова и другие известные артисты. На его сцене нередко шли классические пьесы. Самым исполняемым автором был А. Н. Островский, а из его пьес - "Гроза". Впервые в Москве, "у Корша", увидела свет "Власть тьмы" Л. Н. Толстого, поставлены "Нора" и "Доктор Штокман" Г. Ибсена. Этот театр - место рождения Чехова-драматурга: в 1887 г. поставлен "Иванов", шли невзыскательные творения сейчас уже основательно забытых авторов - ведь "у Корша" каждую пятницу была премьера. Большой заслугой Ф. А. Корша были его утренники, на которые за время существования театра было разослано несколько сот тысяч бесплатных билетов для учащихся.
В 1933 г. здание бывшего коршевского театра было передано МХАТу, у которого здесь располагался филиал.
Это здание памятно еще и тем, что в нем зимой 1897/98 г. состоялась одна из первых в Москве демонстраций кинофильмов, которые были сняты актером - энтузиастом кино В. А. Сашиным-Федоровым.
Театра Корша построен на части огромной усадьбы (№ 3,5 и 7), принадлежавшей в начале XVIII в. князю И. Г. Долгорукову, перешедшей от него к сестре А. Г. Салтыковой, продавшей ее содержателю полотняной фабрики купцу Савве Тетюшенинову, у которого здесь, вероятно, она и находилась. От него усадьба перешла к братьям Твердышевым, а в 1793 г. вся усадьба переходит к богачу, заводовладельцу М. П. Губину, который заказал проект одного из самых представительных московских дворцов архитектору М. Ф. Казакову, выстроившему прекрасное здание (Петровка, № 25), один из шедевров классицизма. Особенно красиво торжественное обрамление окон на боковых крыльях дома.
Рассказывали, что владелец дома покрыл крышу такими толстыми и прочными листами железа с собственных заводов, что она простояла без ремонта более ста лет. После Губина усадьба досталась его племяннику Н. А. Рахманову, а от него его дочери Е. Н. Самариной, которой усадьба и принадлежала до Октябрьского переворота.
Здание арендовали несколько учебных заведений: там находился известный пансион Циммермана, с 1871 по 1905 г. одна из лучших московских частных гимназий Ф. И. Креймана, в которой учился поэт В. Я. Брюсов, композитор С. И. Василенко, историк Ю. В. Готье, языковед А. А. Шахматов, реальное училище Виноградова и Козинцева. После переворота 1917 г. в доме обосновались воинские части, а в 1922 г. дом занял "физико-механо-ортопедический институт". На части усадьбы в 1934 г. выстроили дом (№ 25а) под общежитие работников милиции.