Четыре переулка в этом районе города ограничиваются большими и оживленными магистралями - Большой Дмитровкой и Петровкой, старинной московской улицей, шедшей от городского торга у стен Китай-города к Высоко-Петровскому монастырю.
Самый короткий из всех переулков - Копьевский, бывший Спасский, переименованный в 1922 г. по церкви Спаса, "что в Копье" 1636 г., имевшей редкую для московских посадских церквей шатровую форму. Церковь стояла на месте небольшой площадки с левой стороны Большого театра и была снесена в 1817 г. при планировке и застройке Театральной площади. Формально переулок соединяет Большую Дмитровку и Петровку, но фактически он оканчивается, выходя на Театральную площадь. Перед большевистским переворотом часть его, шедшая по площади и позади Большого театра, называлась Щепкинским проездом.
В маленький переулок выходят всего несколько зданий, два из которых на углу с Большой Дмитровкой. Это здание Театра оперетты (№ 1/6), построенное архитектором К. В. Терским в 1894 г., и полностью перестроенный жилой дом (№ 2/4), состоявший из нескольких разновременных частей. Та, что выходила на Театральную площадь и в Копьевский переулок, была выстроена в 1897 г. по проекту А. Ф. Мейснера. В доме жили хормейстер Большого театра У. И. Авранек и исследователь творчества Л. Н. Толстого, автор книги "Л. Н. Толстой в Москве" Н. С. Родионов. Дом был отмечен мемориальной доской в честь А. А. Горского, реформатора старого классического балета, жившего здесь в 1906 - 1924 гг. Теперь вместо этого дома, снесенного в 1995 г., строится новый, а на угол Копьевского и Большой Дмитровки выходит лишь старый фасад, за которым скрывается совершенно новое здание.
Дом № 3 постройки 1895 г. (архитектор В. П. Загорский) находится на бывшей усадьбе князей Щербатовых и Голицыных. Во дворе сохранялись старинные палаты. Около дома в 1917 г. стояли два орудия, направленные на цитадель обороны юнкеров - гостиницу "Метрополь". Обстрел продолжался 1 и 2 ноября. "...Снаряды, то и дело ударяясь о стены гостиницы, рвались с неимоверным треском, - вспоминал командир артиллеристов. - Со стен на тротуар летели кирпичи, железо, стекло. Точно в какой-то гигантской ступе кто-то дробил сильно звенящий предмет. Особенное удовольствие вызывало у солдат попадание в окна". После интенсивного обстрела здание гостиницы утром 2 ноября 1917 г. было занято большевиками. За улицей Кузнецкий мост (часть ее между Петровкой и Большой Дмитровкой называлась Кузнецким переулком) выходит следующий переулок - Дмитровский, который сохранил название древней дороги к Дмитровской слободе. До 1922 г. он назывался Салтыковским, по владельцу участка № 2/10 Сергею Салтыкову. Имя его было связано с одной из самых охраняемых тайн русских самодержцев. Он был первым в длинном ряду фаворитов Екатерины II и, как сообщалось в статье "Исторического сборника вольной русской типографии" Герцена, от него "она и родила мертвого ребенка, замененного в тот же день родившимся в деревне Котлах, недалеко от Ораниенбаума, чухонским ребенком, названным Павлом".
В этом доме жил Лев Николаевич Толстой, приехавший сюда зимой 1874 г. из Ясной Поляны вместе с сестрой и ее детьми. В тот же вечер (12 декабря) он посетил А. А. Фета и после посещения записал в дневнике: "Надо писать тихо, спокойно, без цели печатать". Тогда он увлекался педагогической деятельностью и пропагандировал новую систему обучения грамоте. Московский комитет грамотности пригласил его в Москву с тем, чтобы вынести свое суждение о его методе и сравнить его с другими. Через два дня после приезда Толстой давал пробный урок в школе при текстильной фабрике Ганешина на Девичьем поле.
Толстой жил здесь до весны следующего года, упорно - по 8 часов в день - работая над романом "Семейное счастье". Толстой уехал из Москвы 27 апреля 1859 г. и на протяжении следующих почти двух десятков лет приезжал в город уже лишь на короткие промежутки времени по неотложным делам.
Владелец дома на левой стороне Дмитровского переулка (№ 1/12) купец Е. Е. Егоров прославился своей коллекцией икон, старопечатных книг и рукописей. Он трагически кончил свою жизнь - в ноябре 1917 г. его убили грабители, но коллекция уцелела, и теперь ее книжная и рукописная часть хранится в Российской государственной библиотеке, а иконы в различных музеях.
В Дмитровском переулке нет домов старше второй половины XIX в. (вызывает, правда, "подозрение" дом, расположенный внутри участка №3 - он может быть и весьма старым, но документального подтверждения этому нет).
В этом доме в 1850-х гг. жил армянский писатель Микаэл Налбандян; в 1860-х гг. Л. Ф. Минкус - композитор, автор известных балетов "Дон Кихот" и "Баядерка"; в 1880-х гг. актриса Н. В. Рыкалова, дебютировавшая двадцатилетней девушкой в шереметевском кусковском театре и поступившая потом в труппу Малого театра. На его сцене Рыкалова прославилась исполнением ролей пожилых женщин, и А. Н. Островский специально для нее написал роль Кабанихи в "Грозе". Здесь также жил скрипач В. В. Безекирский, ведший здесь "Общедоступные скрипичные классы".
Другой дом напоминает о судьбе и трагической смерти знаменитого русского ученого, палеонтолога В. О. Ковалевского. В свою короткую жизнь - он прожил всего 40 лет - Ковалевский успел сделать очень много. Его труды заложили основу новой науки - эволюционной палеонтологии, им был открыт названный его именем закон развития организмов в процессе приспособления их к окружающей среде.
К сожалению, научной деятельности Ковалевского мешала, по выражению его биографа, "горячка легкой наживы". Как писал сам Ковалевский, его "засосала нелепая мысль - вот обеспечу себя материально и затем примусь на свободе за научную работу". В последние годы он, будучи сам честным человеком, оказался замешанным в финансовые махинации нефтяной компании "Рагозин и Ко", и вскоре наступила трагическая развязка.