На красоту и уменье обыграть слово торговцами вразнос и вразвоз писатели и ученые-словесники обратили внимание давно. Вспомним хотя бы известнейшее стихотворение Н.А. Некрасова "Дядюшка Яков", про разъездного сельского торговца: все у него есть - и сладости, и платки, и булавки, и всякая галантерея, и книжки, и картинки, и обо всем у него припасено складное словцо:
С начала XX века "крики" торговцев попали и в орбиту внимания фольклористов, их начали записывать, собирать. Причем собирали очень разные люди. Их записывает поэт-модернист круга В.В. Маяковского, драматург, эстрадник, писатель, в произведениях которого, как писал современный критик, "под маской утонченности чувствуется нежная лирическая печаль и красивая
тоска поэта-мыслителя", Евгений Платонович Иванов, и в то же время обширнейший свод народного острословия составил тверской крестьянин, фольклорист-самоучка, Василий Иванович Симаков. Они записывали московские торговые присловья в лучшие для их бытования годы - перед Первой мировой войной и во время нэпа. Записи Е.П. Иванова в основном относятся к дореволюционному времени, В.И. Симакова - к послереволюционному. Собрания народного острословия этих собирателей частично опубликованы: книга Е.П. Иванова "Меткое московское слово" в 1982-1989 годах трижды выходила в издательстве "Московский рабочий", материалы В.И. Симакова под названием "Красноречие русского торжка" напечатаны в сборнике "Из истории русской фольклористики" ("Наука", 1978). К сожалению, оба эти издания вышли уже после смерти их авторов. Большинство примеров, приводимых ниже, взяты из этих публикаций.
Итак - крики московских уличных торговцев. Наряду с общепринятыми формами торговли: вразнос, с лотка, в палатке, на развале и т.д. - среди торговцев бытовал термин "торговля на крик". Считалось, что некоторыми товарами, например детской игрушкой, можно только "торговать на крик".
Для каждого товара существовал свой традиционный элементарный "крик": торговец яблоками кричал: "Яблоки ранет! Кому яблоки!", селедками - "Селедка, селедка! Копченая селедка!", семечками - "Есть семечки жареные! Кому семечки!", квасом - "Кому квасу, холодного квасу!" и так далее. В основном большинство разносчиков обходилось подобным "криком". Но если торговля шла на рынке или при наличии рядом конкурентов, "крик" из чисто информационного сообщения превращается в рекламу. Если в месте, где нет конкурентов, папиросник объявлял: "Папиросы "Дели", "Узбек"!", то при появлении конкуренции крик уже не тот, а с особинкой: "Папиросы "Дели" - кури две недели!", "Папиросы "Узбек" - от которых сам черт убег!"
Вообще в России крупные табачные фирмы не скупились на рекламу - широкую, разнообразную, с выдумкой, и мелкие торговцы по-своему тянулись за ними, не уступали.
Как известно, одним из лучших табаков считался турецкий, и торговец турецкими табачными изделиями, или, скорее, выдававший их за турецкие, развивал в своей рекламе турецкую тему:
- Папиросы, табак и гильзы с турецкой девицей, в супружеском деле большой баловницей. Сама курит и людей солидных на то мутит. У султана турецкого триста жен, от них один гомон: одной покурить дай, другую изюмом накорми, а десяток с собой спать положи. Смирно не лежат, брыкаются, бесстыдством похваляются. Послал их султан за это к нам в Москву гулять и папиросы набивать.
Совсем в другом стиле рекламируется курево отечественного производства. Тут и язык другой, и прием другой - если про турецкую девицу сочинение можно назвать балладой, то о русской махорочке - живой разговор, в котором участвуют и продавец и покупатель. Вот записанный на московском рынке в 1917 году, судя по содержанию, уже после революции, монолог торговца махоркой:
- Махорочка, табак деревенский - сорока двух сортов и натуральных видов! Растет листом в Луганске для трубки цыганской, а для добрых человеков - путаная крошка, курится в "собачьей ножке". Заменяет сигары гаванские и лучшие табаки испанские. Был сорт "Богдан Хмельницкий" и "Кобзарь" - теперь-с вроссыпь их пустили на базар. "Золотая" и "Чудо-рыбка" - ныряет, где неглыбко. Была в одной цене, теперь подорожала. "Наталка-Полтавка" - самая душистая-с травка и крепкая, и вкус в ней - костромскому разводу не сдаст. Прошу подходить и, кто не верит, пробовать! Откуда мы все это знаем? Сам я правский, старый разводчик-табачник, сын тоже теперь по этой части. "Дрезина" и "Казак" - кури их с сыта и натощак! Кременчугский "Самокат" можно курить давать напрокат и деньги заработать, даже в череду стоять желающие станут. Нате бумажку - сверните на пробу... Сам я? Сам не курю, только пробую, и то считаю вредным. Нюхательная? Нюхательная тоже есть. "Палаптирикс" - птица о двух головах, на коротких ногах, в свое время две копейки стоила. С одной головой птица - четыре копейки. Была днепровская нюхательная, для военных брали. С рисуночком специальным: офицер солдат вежливо учит... "Рыцарь" еще да "Прогресс" из Ливн-Домогадского. Шестьдесят семь лет, а память у меня какая! Еще какие назвать? "Сестрица" - очищенная жилка, крепкий, взатяжку не продохнешь, пятками вперед домой пойдешь и двери к себе не найдешь! "Нюхач" - нюхай да плачь. Спички? Спички есть, господин, вятские с петухом и еще бывшие Лапшина, у которого лопнула шина. Получите! Две копеечки сдачи... А вот махорка-мухобой, самая крепкая! Один курит, а семь наземь в обморок падают. Махорочка - табак деревенский!..
Производство игрушек на Руси известно с давних времен, их находят при раскопках древнего Новгорода и Киева, известно, что Сергий Радонежский резал игрушки из дерева. Ни одна ярмарка не обходилась без красочного игрушечного ряда, поэтому не случайно на известной картине Б.М. Кустодиева "Ярмарка" на самом первом плане изображена девчушка возле кучи ярких, раскрашенных игрушек. Продавались разнообразные игрушки: мячи, шарики, свистульки, куклы, движущиеся игрушки, с секретом, и предназначались они не для господских детей, а для мужицких. Торговец - расчетливый психолог, он торговал "на крик", потому что ему нужно было привлечь внимание ребенка, к тому же игрушка игрушке рознь: мячик не лошадка, поэтому про каждый вид игрушки был свой "крик".
Продавец картонных дудочек рекламировал свой товар, подчеркивая его заграничное происхождение:
Приехал из Америки, на зеленом венике, веник отрепался, а я здесь, на Сухаревке, остался. Спешите, торопитесь купить необходимую вещь по хозяйству!