У гадателя "морской чертик" стоял на ящике, а в ящике лежали записочки с различными ответами и предсказаниями. Гаданье стоило десять копеек и происходило таким образом: гадатель нажимал на натянутую резину, чертик опускался. "Пошел за ответом", - пояснял его хозяин и приговаривал:
Крутись, вертись,
На дно морское опустись!
Изведай дно морское,
Узнай счастье людское!
Небольшой расход,
Подходи, честной народ!
Пишет дедушка Данило
Без пера и без чернила,
Не чернилом, не пером,
Своим собственным перстом -
О краже, о пропаже,
О вашей немощи и боли
И о несчастной любови!
На задуманный предмет
Дает точный ответ!
Десять копеек - небольшой расход!
Существовал также краткий вариант:
Черт Данило!
Пишет без пера и без чернила,
Сходит в черный кабинет -
И дает точный ответ.
У чертика Данилы
Всегда ответы милы!
Затем гадатель вынимал из ящика записочку и вручал гадающему.
А В.И. Симаков встретил на Сухаревке "морского чертика", которого владелец именовал так "Мартын Задека - угадчик судьбы каждого человека". О Мартыне Задеке мы сейчас знаем из "Евгения Онегина", что он был "любимец Тани" и что Хоть не являла книга эта Ни сладких вымыслов поэта, Ни мудрых истин, ни картин; Но ни Вергилий, ни Расин, Ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека, Ни даже Дамских Мод Журнал Так никого не занимал: То был, друзья, Мартын Задека, Глава халдейских мудрецов, Гадатель, толкователь снов.
Именно у Мартына Задеки, то есть в книге "Гадательный, древний и новый всегдашний оракул, найденный по смерти стошестилетнего старика Мартына Задеки", изданной в Москве в 1800 году, Татьяна ищет объяснения своему сну. Еще во времена Пушкина было опубликовано разъяснение, что Задека, швейцарский гражданин, действительно умер в возрасте 106 лет, издал политическое сочинение, но никогда не сочинял сонников. При переиздании "Евгения Онегина" Пушкин дал это разъяснение в примечании, но публика пропустила уточнение мимо ушей, и Мартын Задека остался для России главой халдейских мудрецов, гадателем и толкователем снов.
Гаданье с Мартыном Задекой происходило точно так же, как с "морским чертиком" Данилой, но присловье было другое:
Небольшой расход -
Подходи, рабочий народ!
Мой Мартын Задека
Узнает судьбу каждого человека:
Что с кем случится,
Что с кем приключится!
Не обманывает, не врет,
Одной правдой живет
И всего 10 копеек берет!
Мой Мартын Задека
Узнает судьбу каждого человека!
Пишет дедушка Мартын
Без пера и без чернил.
Все расскажет, разгадает,
Любовь сердечную узнает!
Так что Татьяна не напрасно обратилась к Мартыну Задеке. Рыночный торговец-разносчик брался продавать все, что попадало ему в руки, и при сочинении "крика" обнаруживал большую находчивость и изобретательность. Уж кажется, что можно выдумать, торгуя таким ненужным для рыночной публики товаром, как планы Москвы, ибо когда человеку с Сухаревки надо было куда-то пройти по городу, он предпочитал пользоваться не планами, а таким верным способом, как поспрошать у добрых людей. Но сухаревский краснобай этими планами торговал "на крик" и надеялся найти на них покупателя:
- Новый план Москвы! Все улицы, все переулки, все закоулки, все повороты, все завороты, все ходы, все тропы, все блохи, тараканы и клопы! Только двадцать копеек, необходимо иметь на стене, чтобы мухам не заблудиться!
Как всякое произведение фольклора, "крик", будучи обнародован, становится общим достоянием и безвозбранно эксплуатируется всеми, кому есть в нем нужда. Некоторые выражения переходят в поговорки, так, например, редкая хозяйка, подавая на стол свежеиспеченные пирожки, не скажет: "С пылу, с жару, пятачок за пару!" В самих же "криках", особенно длинных, краснобайских, то и дело встречаются традиционные строчки, образы, имена: бабушка Ненила, Роман, который "принес денег карман", Демьян, который всегда "весел и пьян", и так далее. Такие традиционные вставки живут достаточно долго, в одном и том же "крике" сходятся Мострикотаж и трест с бабушкой Ненилой и Романом с его карманом денег, так что если приложить это явление к литературе, то, выходит, соавторами одного произведения вполне могли бы быть Некрасов и Маяковский.
Условием долгой жизни того или иного произведения фольклора (а его жизнь - это бытование среди людей) является, в первую очередь, не художественное совершенство, не стилистика, а его соответствие и нужность современной жизни, возможность увидеть в современности такую же точно Ненилу. Отбор идет строгий и беспощадный, и если уж что остается в живой речи, то это вернейший признак того, что - жив курилка! Е.П. Иванов записал предреволюционную рекламу торговца газетами:
- Последние новости дня, "Вечернее время"... Хроника: Негус абиссинский купил апельсин мессинский, зонтик от дождика, два перочинных ножика! Португалия готовится к войне, Япония в дыме и огне! Как в Африке пушками сражаются с лягушками, как земля кружится, как кто с кем дружится, как шах персидский шел по улице Мясницкой. Как и почему у Фердинанда нос длинный прирос!