А то есмя дал ...на поминок своих прародителей и родителей, и по своей души, и по всему своему роду". С тех пор монастырь стал митрополичьим, а потом, когда на Москве учредили патриаршество-в 1589 г. - и патриаршим: известно, что в монастыре находились хоромы патриарха - так, в 1637 г. сообщалось, что "киот с деисусы поставлен в Саввинском же монастыре перед патриарши хоромы в сенях". У монастыря находилась и небольшая слобода: "Патриаршая вотчина, Саввинская слобода, на берегу Москвы реки, Горетово стану, а в ней 32 двора бобыльских, людей в них 68 человек, кормятся на Москве всякою работою..." В середине XVII в. монастырь, до того бывший мужским, стал женским под названием "Ново-Саввинский Киевский, что под Девичьим монастырем": первые его монахини приехали в Москву из Киева. В 1690 г. патриарх Иоаким скончался, и деньги на поминки были выданы уже не в монастырь, а в приходскую Саввинскую церковь и, стало быть, примерно в это время монастырь уже упразднили.
Возможно, что каменное здание Саввинской церкви построили в 1592 г., а колокольню в 1632 г. Позднее и церковь и колокольню перестраивали. Церковь св. Саввы памятна тем, что ее посетил в последние свои трудные дни Николай Васильевич Гоголь. Он жил в Москве и проводил много времени в молитве и размышлении о смысле земной жизни. М. П. Погодин вспоминал: "В четверг на масленой неделе, 7 февраля 1852 года явился Гоголь в церковь св. Саввы Освященного на Девичьем поле, еще до заутрени, и исповедался. Перед принятием св. Даров, за обеднею, пал ниц и много плакал. Был уже слаб и почти шатался". Умер он через четырнадцать дней - 21 февраля 1852 г.
Как и во многих других местах за Земляным городом, в конце XVII и в XVIII в. здесь, на берегу Москвы-реки, одни за другими располагались загородные имения богатых владельцев, перешедших позднее к фабрикантам, устроившим в барских усадьбах крупные промышленные предприятия, работающие и сейчас. Так, по правой стороне Большого Саввинского переулка находятся гардинно-кружевная и шелковая фабрики, носившие почему-то имена коммунистов - первая немецкого Тельмана, а второй - российского Свердлова, хотя ни тот ни другой никакого отношения к кружевам и шелку, по-видимому не имели.
Гардинно-кружевная фабрика находится в начале переулка, а за нею - один из значительных здесь архитектурных и исторических памятников: в глубине участка под N6 стоит особняк, построенный, возможно, после 1816 г. купцом А. Д. Грачевым, владельцем текстильной фабрики, находившейся на огромном участке. В середине XIX в. он принадлежал семье Ганешиных, богатых купцов-фабрикантов. В конце века участок приобретает кружевная фабрика, где работал Карл Метнер, сыновья которого оставили благотворный след в истории русской культуры: Эмилий создал знаменитое издательство "Мусагет", Александр был не только композитором, но скрипачом и дирижером - он долгое время заведовал музыкальной частью Камерного театра, а Николай был самым известным из них и прославился как композитор. По словам исследователя его творчества, "отпечаток высокого интеллекта, внутреннего воодушевления, богатой фантазии был характерен для исполнительского облика Николая Карловича и для его композиций, где мысль и чувство сосуществовали в чудесном единстве".
Николай и Эмилий Метнеры поселились в Большом Саввинском переулке в доме фабрики в конце 1913 г.: "тогда это была окраина Москвы - верхний этаж, старинный дом с толстыми звуконепроницаемыми стенами, кругом много зелени, - вспоминала племянница Метнера. В квартире было шесть комнат, так что братья, Николай Карлович и Эмилий Карлович, могли работать, не мешая друг другу. У дяди Коли был большой кабинет, где стояли два рояля (фабрик Липп и Бехштейн), письменный стол, большой угловой диван и шкафы с нотами и книгами. Комната была очень светлая и уютная..." Об этом же доме вспоминала и Мариэтта Шагинян, дружившая с Метнерами и прожившая "на пансионе" зиму 1916 г.: "...быт наш начинался с открытой утром форточки, с открытых форточек во всей квартире и особого, сейчас исчезнувшего дыма - лесного аромата сухих березовых дров из открытых створок больших голландских печей". Николай Карлович жил здесь до 1919 г., когда фабрику национализировали, а семью Метнеров выселили. Через два года Н. К. Метнер навсегда покинул родину: выступая за границей, он предполагал возвратиться обратно, но в 1931 г. ему без всяких объяснений отказали в визе, и всю оставшуюся жизнь Н. К. Метнер прожил на Западе, став знаменитым композитором и исполнителем.
Рядом - два дома (N 8), которые занимало общество распространения технических знаний, устроившее там среднее механико-техническое училище: быстро развивающаяся промышленность остро нуждалась в технических кадрах и вполне естественно, что общество приобрело этот участок как раз между двумя большими фабриками - соседом справа была суконная фабрика "Товарищества братьев В. и Н. Ганешиных, слева - "Товарищество ситцевой фабрики Альберта Гюбнера". Дата постройки одного из зданий училища видна на нем самом: между первым и вторым этажами написано "1882". Деревянное живописное здание на том же участке, но справа от предыдущего, было выстроено в 1878 г.
Остальную часть этой стороны Большого Саввинского переулка занимает нынешняя шелковая фабрика, преобразованная из бывшей фабрики А. Гюбнера.
Специалист по текстильному производству Альберт Осипович Гюбнер приехал в Москву из Франции и вскоре открыл свое собственное дело в 1846 г. В Большом Саввиновском переулке у Москвы-реки он обосновался в 1856 г. и с тех пор фабрика "Товарищества ситцевой мануфактуры А. Гюбнера" стала процветать, достигнув в начале XX в. годовой выработки тканей на 6 миллионов рублей. При фабрике были выстроены больница, баня, школа, столовая. На левую сторону переулка выходят задние границы участков по Погодинской улице, за исключением дома под N 9, в котором, как написано на мемориальной доске, с 1955 по 1984 г. "работал главный конструктор бортового электрооборудования, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии Георгий Федорович Катков". Теперь безымянный прежде почтовый ящик получил легальное название: "Акционерное общество "Машиноаппарат"". Общество это помещается в бывшем приюте для неизлечимо больных женщин, здание которого было выстроено в 1901-1904 гг. архитектором М. А. Дурновым. В особой пристройке к южной стороне здания находилась домовая церковь во имя иконы "Всех Скорбящих Радость", "внутри довольно обширная и отделанная весьма благолепно", как было написано в сообщении о ее освящении в газете "Московские церковные ведомости" 14 марта 1904 г.