В другом его подвале 29 февраля 1908 г. родилась "Летучая мышь", кабаре-клуб, место отдыха артистов Художественного театра, ставшее позднее небольшим театром под руководством Никиты Балиева.
"Подвал был обставлен скромно, но уютно, - вспоминал артист Н. Ф. Монахов. - Скромная буфетная стойка с простыми вкусными домашними закусками. Маленькая сцена, на которой артисты Художественного театра изощрялись в показе различных „самодеятельных" номеров. В кабаре я впервые увидел великого Станиславского, который показывал на сцене фокусы".
На верхних этажах дома находились мастерские художников: "Широкая мраморная лестница, на пятом этаже на двери табличка „Студии" и много звонков; против них - фамилии известных художников. В широкий длинный коридор выходили двери мастерских. Из одной неслись торжественные звуки органа. Это мастерская Александра Васильевича Куприна, и он играет на органе, который сделал сам..." Здесь же были мастерские художников П. П. Соколова-Скаля, Р. Р. Фалька и других. В 1910-е гг. в доме жил пианист К. Н. Игумнов.
На левую сторону Курсового переулка выходят задние фасады нескольких особняков, выстроенных по Пречистенской набережной. За домом Перцова - особняк (№ 35) владельца известной в Москве типографии, здание которой находилось в Трехпрудном переулке, А. А. Левенсона, построенный в 1897 г. архитектором К. Ф. Буровым. Рядом - похожий на него - также с рустом и башенкой - особняк, выстроенный для себя "классным художником", архитектором И. А. Мазуриным в 1886 г.; за ним, также несколько в глубине от набережной - краснокирпичное здание (№ 33) с готическими деталями, занятое сейчас посольством Мадагаскара. Оно построено, как ни странным это может показаться, для нужд Сандуновских бань в 1896 г. Тогда владелица задумала их коренную перестройку, и на Неглинной по проекту Б. В. Фрейденберга выросло импозантное здание для магазинов, квартир и бань, а здесь, на берегу Москвы-реки, устроена водокачка, снабжавшая бани. Вот этот-то дом и был построен для нее тем же архитектором. Слева размещались паровые котлы, справа внизу стояли машины, а наверху были жилые комнаты обслуживающего персонала.
По красной линии проезда набережной стоит одно из самых оригинальных московских зданий, похожее на искусно украшенный ларец (№ 29), построенное к весне 1901 г. для "Цветковской галереи".
Иван Евменьевич Цветков, скромный служащий банка, заинтересовался русским искусством, и движимый примером П. М. Третьякова, решил собирать произведения русских художников. Но, не обладая возможностями Третьякова, он был вынужден ограничиться покупкой более доступных ему вещей - в его собрании было немало этюдов и подготовительных работ. Начал собирать он в 1880-х гг. и в 1909 г. пожертвовал все свое собрание городу. В нем тогда насчитывалось почти полторы тысячи рисунков и свыше 300 картин.
Современники неоднозначно отзывались и о доме, и о самом собирателе. Вот рассказ передвижника Я. Д. Минченкова о посещении галереи: "Дом Цветкова в русском стиле, дородный и тяжелый, олицетворял своего хозяина. Когда вы входили в вестибюль, навстречу появлялся сам Иван Евменьевич и ожидал вас на площадке лестницы, ведущей на второй этаж. На нем бархатный камзол, вроде боярского, а на голове расшитая золотом тюбетейка. Совсем Борис Годунов. Вечером хозяин зажигал электрический свет в люстрах второго этажа, показывая гостю свою галерею и давая объяснения". Известны и неблагоприятные отзывы М. В. Нестерова и И. Э. Грабаря.
Сам Иван Евменьевич в своих воспоминаниях, оставшихся неизданными и хранящимися в архиве, рассказывал, что он много лет изучал архитектуру русских зданий XVII в., надолго ездил в Ярославль и Ростов Великий, советовался с известными московскими архитекторами, но, в конце концов, "план дома и расположение комнат я составил себе сам, - вспоминал Цветков, - по своему вкусу и по своим потребностям, внешний же вид, все его четыре фасада сделаны по рисункам и указаниям моего доброжелателя художника В. М. Васнецова, по его же рисункам и указаниям сделаны все украшения дома, как изразцы, так и раскраска". Техническую часть проекта и самого строительства обеспечивал, как видно, архитектор Л. Н. Кекушев, подавший проект в Московскую городскую управу. После революции галерея была расформирована, картины и рисунки переданы в Третьяковскую галерею.
Во время Отечественной войны тут находилась французская военная миссия. На стене мемориальная доска с надписями на французском и русском языках - "Вы жили недолго, но ярко" - в память 42 летчиков полка "Нормандия-Неман", павших во время второй мировой войны.
Французские летчики воевали в СССР с марта 1943 г. и в продолжение двух лет провели почти тысячу воздушных боев, четверо из них стали Героями Советского Союза. В Москве на Введенском кладбище в 1964 г. установлен памятник неизвестному летчику полка "Нормандия-Неман", а на здании французской военной миссии в 1956 г. поставили мемориальную доску. Теперь дом занят резиденцией военного атташе Франции.
Для своей галереи Цветков приобрел пустопорожний земельный участок, использовавшийся для склада леса фирмы "Август Тонет", большое производственное здание которой находится с левой стороны (№ 9 по Курсовому пер.), построенное архитектором Д. М. Виноградовым в 1897 г. Эта фирма была широко известна своей гнутой мебелью, называвшейся "венской". Стулья и иные предметы - легкие, прочные и удобные - были чуть ли не в каждой квартире и в каждом конторском помещении.
У пересечения набережной с 1-м Зачатьевским переулком находились бани, появившиеся здесь в 1818 г. Назывались они Новозачатейскими торговыми банями и просуществовали до советского времени. В 1920 г. бывшие банные здания приспосабливались для конного двора московской милиции.
1-й Зачатьевский переулок в 1962 г. был переименован в улицу Дмитриевского в память героя войны, молодого лейтенанта, командира танковой роты, погибшего уже почти в самом конце войны, II марта 1945 г. Исконное название этого переулка, как и еще двух, произошло от Зачатьевского монастыря, находящегося в квартале между 2-м и 3-м Зачатьевскими, Молочным и Коробейниковым переулками.
Первоначально на месте Зачатьевского стоял другой монастырь - Алексеевский, основанный около 1360 г. св. Алексием, митрополитом московским, для своих сестер, Евдокии и Иулиании. По преданию, у южной стены стоял домик митрополита, в котором он останавливался, приезжая к сестрам. Монастырь имел и еще одно имя - Стародевичий, по старшинству своему между всеми девичьими московскими монастырями. Сестры митрополита были похоронены в монастыре. В 1547 г. его постройки сгорели, и монастырь перевели поближе к городу, в Чертолье, в угол, образованный крепостными стенами Белого города. На его же старом первоначальном месте монастырь возобновили, но уже под другим именем. Царь Федор Иоаннович и царица Ирина не имели наследника престола и династии и, в надежде получить такового, основали около 1584 г. на этом месте новый монастырь, где выстроили церковь, освященную в память зачатия св. Анны, а при ней трапезную с храмом Рождества Христова. В 1696 г. стольник Андрей Римский-Корсаков, чей дом находился радом с монастырем, построил надвратную церковь во имя Спаса нерукотворного образа (ее адрес - 2-й Зачатьевский пер., 2), которая многие годы считалась как бы домовой у Римских-Корсаковых.
К началу XIX столетия монастырь получил средства для строительства нового большого собора, и в 1804 г. началось возведение огромного храма в псевдоготическом стиле архитекторами отцом и сыном Казаковыми - Матвеем Федоровичем и Матвеем Матвеевичем. Последней церковью, возведенной в Зачатьевском монастыре, была больничная церковь Сошествия св. Духа, выстроенная в 1844 - 1850 гг. на средства полковницы В. М. Головиной архитектором М. Д. Быковским.