В 1926 г. в доме устраиваются квартиры, жильцы которых довели его до полуразрушенного состояния. Парк, в котором еще сравнительно недавно стояли старинные столетние деревья, интенсивно вырубался, а дом ветшал и разрушался. Теперь же он приведен в порядок, и в нем находится детская неврологическая поликлиника фонда защиты детей, больных эпилепсией. На этом же участке в 1908 г. построен пятиэтажный жилой дом (архитектор П. А. Ушаков), в котором жили актеры братья И. М. Москвин и М. М. Тарханов. В семье Москвиных в начале 1920-х гг. жил артист Б. В. Щукин.
Напротив несколько солидных жилых домов - № 12, где жили друзья писателя М. А. Булгакова, который часто посещал их (этот дом с большой нишей в центре фасада построен в 1898 г. по проекту А. В. Иванова), № 10 с оригинальной двухцветной окраской (1910, архитектор Н. Г. Фалеев) и № 8, построенный в 1914 г. архитектором Н. И. Жериховым. Здание (№ 6) рядом с ним, сооруженное после пожара 1812 г., сохранило черты уютного загородного особняка. В нем теперь находится центр культуры "На Остожье", в котором даются концерты, читаются лекции, он стал значительным фактором московской культурной жизни.
Пожарский переулок известен знаменитыми жильцами. Один из них - великий русский критик Виссарион Григорьевич Белинский. Он переехал в одноэтажный деревянный дом, стоявший на месте современного №8 (1914 г., архитектор Н. И. Жерихов) из Рахмановского переулка. "Я переменяю на днях свою гадкую квартиру", - писал он 15 сентября 1837 г. В книге регистрации жильцов этого дома было записано, что в нем живут "студент Виссарион Григорьевич Белинский, брат его Никанор Григорьевич, племянник Петр Петрович Иванов, крепостной мальчик Иван Федоров". У Белинского в начале 1838 г. жил его хороший знакомый, будущий теоретик анархизма М. А. Бакунин. "Если ты можешь жить в большой комнате и притом зале, - писал ему Белинский, - то у меня есть такая комната, и ты нисколько не стеснишь меня, занявши ее". В доме в Савеловском переулке Белинский жил с 1 октября 1837 г. по 31 марта 1838 г., до переезда в здание Межевого института на Старой Басманной.
В этом же доме жил библиограф, издатель "Путешествия из Петербурга в Москву" А. Н. Радищева, сочинений Пушкина, Лермонтова, Рылеева и других П. А. Ефремов. "Я коренной москвич, - писал он из Петербурга, - родился в Москве, в Савеловском переулке (2 ноября 1830 г.) и живу там доднесь, т. е. гнездо там. Я учился в 1-й Московской гимназии и в Московском университете..."
С ранних лет Ефремов начал собирать книги, его библиотека постепенно выросла в одну из самых больших и замечательных русских частных библиотек. Она была особенно известна своими, как звали их, "ефремовскими конволютами", то есть сборниками самых разнообразных материалов на одну и ту же тему. Так, в свое издание "Сочинений" Радищева он вплел множество вырезок из газет и журналов, а также рукописных материалов об авторе, а, скажем, Пушкину были посвящены 20 таких объемистых конволютов.
Вот как современник описывал жилище П. А. Ефремова: "Он занимал небольшой особнячок, все комнаты которого представляли из себя хранилище книг, гравюр и т. п. Книги, преимущественно журналы, не помещавшиеся в комнатах, были сложены отдельно в сарае во дворе... Середину комнаты занимал очень длинный из простого дерева стол, покрытый темным коленкором и весь заваленный большими папками с гравюрами и литографиями; в глубине коридора, между окнами на улицу, стоял большой письменный стол.., весь завален книгами, и за ним, всегда с какой-нибудь книгой в руках, сидел хозяин дома". Замечательная библиотека П. А. Ефремова - более 20 тысяч томов, не считая брошюр, журналов и газетных вырезок - целиком не сохранилась, после смерти собирателя в 1908 г. она была вся распродана в разные руки.
В доме № 11 (не сохранился) перед революцией жил известный микробиолог Л. А. Тарасевич. Окончив Новороссийский университет в Одессе, он продолжал образование в Париже у И. И. Мечникова. С 1907 г. Л. А. Тарасевич преподавал в Москве в университете и на Высших женских курсах, редактировал распространенный журнал "Природа", был блестящим лектором, его перу принадлежит несколько солидных руководств и учебных руководств и учебных пособий по патологии. Тарасевич активно участвовал в организации в Москве "Дома песни" - центра пропаганды камерной песни, вместе с выдающейся певицей М. А. Олениной д'Альгейм. В 1920-х гг. в этом же доме жил один из основоположников нейрохирургии Н. Н. Бурденко, тогда профессор Московского университета и руководитель факультетской хирургической клиники.
Пожарский и Обыденский переулки спускаются к Москве-реке, параллельно которой проходит Курсовой переулок, переименованный в 1922 г. из Нижнего Лесного. Старое его название обязано лесным складам на речном берегу, а новое - известным в истории московского просвещения и революционного движения Пречистенским рабочим курсам. Они были открыты в 1897 г. и пользовались большой популярностью. В некоторые годы на них училось до 1500 рабочих, и во время приема выстраивались длинные очереди желающих попасть на них. На курсах преподавали такие крупные ученые и деятели искусства, как историки В. И. Пичета и Н. А. Рожков, химик А. Н. Реформатский, физиолог И. М. Сеченов, артисты Е. Б. Вахтангов, А. И. Южин-Сумбатов, скульптор А. С. Голубкина и многие другие. Все преподаватели, а их насчитывалось до 200 человек, работали без всякого вознаграждения, да и сами курсы несколько первых лет своего существования обходились без всякой помощи со стороны государства. Толь-кос 1911 г. они стали получать ежегодную субсидию от города в 3000 рублей.
На курсах было два отделения - низшее и высшее. На низшем обучались начаткам знаний - грамоте, письму, основам наук, а на высшем преподавались и более сложные предметы на трех отделениях - общественном, естественном и литературно-историческом. Слушатели курсов часто посещали лучшие московские театры - Художественный, Корша, Незлобинский, бывали в московских музеях, ездили на образовательные экскурсии в Крым, на Белое море, по Волге.
В начале 1905 г. московское отделение Императорского Русского технического общества, официальный организатор и покровитель курсов, арендовало у города землю для постройки собственного здания для них в Нижнем Лесном переулке (№ 17). Проект был заказан архитектору В. Н. Башкирову. В начале 1908 г. курсы уже перешли в новое здание. На трех его этажах помещались мужские и женские классы (обучение было раздельным), последний этаж отводился в основном для кабинетов физики и химии, там же находилась большая аудитория. На втором этаже была открыта первая в России публичная рабочая библиотека - после ареста прогрессивного издателя С. А. Скирмунта 8 тысяч томов его собрания перешли к Пречистенским курсам.
В 1912 г. слушателей курсов посетил И. Е. Репин, перед ними выступали М. Горький, А. Б. Гольденвейзер, В. И. Качалов, К. Н. Игумнов, Л. В. Собинов. Во время первой мировой войны здание было занято под лазарет, в марте 1917 г. курсы возвратились сюда, а летом 1921 г. перешли в помещение бывшего Коммерческого училища на Остоженке (№ 38). Затем в здании располагалось постоянное представительство Узбекской ССР, теперь правление союза научных и инженерных обществ, а о его славном прошлом напоминает мемориальная доска.
В начале переулка находится архитектурная достопримечательность Москвы - так называемый дом Перцова. Он выходит и на Соймоновский (бывш. Лесной) проезд, и на Пречистенскую набережную (№ 35). Дом был построен в 1906 - 1907 гг., причем та его часть, что выходит на Соймоновский проезд, представляет собой старый трехэтажный дом, возведенный в 1885 г. и надстроенный во время сооружения всего здания. Владелец участка, инженер П. Н. Перцов, любитель и коллекционер предметов искусства, решил построить дом, где бы располагались его квартира-особняк, студии художников и квартиры, сдаваемые внаем. В результате конкурса предпочтение было отдано проекту инженера Н. К. Жукова и художника С. В. Малютина. В здании-"сказке", как его называли, щедро использованы приемы и мотивы русского зодчества - живописность объемов, высокие крыши-щипцы, полихромные вставки изразцовых панно. Интерьеры здания отличались высокой культурой исполнения. В парадных подъездах, на лестницах до сих пор сохранились прекрасные подставки для зеркал, вешалки, ограждения лестниц. Дом Перцова был любимым детищем С. В. Малютина, который прожил в нем до 1908 г. Весной этого года во время наводнения погибли несколько его монументальных полотен, в том числе незаконченная картина "Куликово поле", хранившиеся в подвале.