"Мы здесь устраиваем елки - у себя и в сельской школе для деревенских ребятишек, - пишет Маргарита Кирилловна 29 декабря 1910 года, - очень весело смотреть на их радость"86. По соседству с Михайловским располагалось село Белкино, и для его крестьян Морозова сделала много хорошего. Совестно ей было заботиться о своем комфорте, видя рядом деревенскую нужду и бескультурье. В 1915 году началось строительство Народного дома в Белкине на ее средства и под ее активным наблюдением.
Когда постройка была закончена, Маргарита Кирилловна писала: "Как вышел красив зал Народного дома - как картина! Уютно, весело, красочно, особенно буфет с прилавком и окна! Все раскрашено ярко-красным и синим по дереву, а фон белый..." Помещение Народного дома состояло из залы-аудитории (служившей и в качестве чайной) на 300 человек, комнаты для правления сельскохозяйственного общества (отделение которого было учреждено Морозовой в Белкине), потребительской лавки и кухни. Маргарита Кирилловна сообщала Трубецкому, что открытие Народного дома 25 сентября 1916 года прошло с подъемом и "было большой и светлой радостью для меня. Чувствовалось радостное единение и начало новой лучшей жизни"87.
Там же, в Михайловском, долго жила память и о другом добром деле М. К. Морозовой. В 1911 году она предложила известному энтузиасту-педагогу Станиславу Теофиловичу Шацкому построить на ее земле и на ее средства колонию для мальчиков, где бы он мог воплощать в жизнь свои идеи о свободном воспитании и о создании для трудных подростков благотворной социальной среды.
"Вчера имела отрадное, умилительное впечатление - колония, - писала Маргарита Кирилловна Трубецкому*. - Теперь я, кажется, окончательно начинаю убеждаться в том, какое это чудное дело! Не вообще какое-нибудь морально-благотворительное, а живое, жизнерадостное, творческое! И в Шацком я начинаю серьезно убеждаться... Ты не можешь себе представить, как эти дети были веселы, свободны, благородны, скромны вместе с тем! Ни тени пошлости, озорства или чего-нибудь грубого, распущенного".
В письме 1914 года она рассказывала: "Колония... налаживается, много милых маленьких мальчишек, моих любимцев". И через несколько месяцев: "Колония уже начала функционировать. Всего поселилось 50 человек - пока у них еще беспорядок и неустройство. Как-то все пойдет и что даст?"
В 1915 году Морозова строит школу для колонии и для детишек белкинских крестьян. В августе она сообщает Трубецкому: "Я здесь очень занята с Шацким и с будущими учителями нашей будущей школы обсужденьем этой школы и ее программы и системы веденья. Нашла очень милых молодых людей - будущих учителей"88.
В автобиографической книге "Годы исканий" Шацкий рассказал об огромном значении помощи Маргариты Кирилловны в создании колонии "Бодрая жизнь". Деятельность этой колонии, просуществовавшей семьдесят лет, вошла в историю русской и советской педагогики.
Но главное удовлетворение из всех благотворительных акций приносило продолжение общего с Трубецким дела. Взамен "Московского еженедельника" на средства Морозовой в 1910 году было создано издательство "Путь", публиковавшее произведения русских религиозных философов. Издательство разместилось в арендованном ею доме на Новинском бульваре.
Хотя Трубецкой участвовал в деятельности "Пути" лишь издали - как рецензент и как автор (здесь был выпущен один из его крупнейших трудов "Миросозерцание Владимира Соловьева" в 2-х томах), тем не менее именно ему принадлежала идея организации подобного рода издательства. После вынужденного закрытия "Московского еженедельника" князь убеждал Маргариту Кирилловну (а может быть, и самого себя), что журнал все равно не соответствует теперешним задачам. "Чтобы оказывать глубокое духовное влияние, мысль должна очиститься и углубиться, - доказывал Трубецкой. - Публицистика должна питаться философией и углубленным религиозным пониманием".
Лишь на религиозное сознание народа возлагал он надежды, думая о том, что "скоро в России засвистит самая жестокая из бывших доселе бурь". "Мне все казалось" (писал князь Маргарите Кирилловне 15 февраля 1910 года), что "до заключительной катастрофы еще далеко. А теперь она страшно приблизилась, надвинулась совсем! И эта быстрота назревания революции - фатальна. Всю культуру сметут. И чего не разрушили справа, то завершат слева... Вот он, крест России. И сколько бы она его ни несла, ничего приличного в государственной жизни она не создаст. Безотносительно прекрасное в религии, искусстве, философии она произведет, но в области относительной, житейской все и всегда будет безотносительно скверно: тут мы бездарны. Оттого наша повседневная, будничная жизнь есть и будет невыносима"89.
Религиозное просвещение народа, воспитание в нем приверженности к высоким христианским идеалам - такова была задача, которую ставили перед собой организаторы и сотрудники "Пути". Для Маргариты Кирилловны счастьем было то (как она писала Трубецкому), что "будет дело, что наше дело вновь воскреснет, хотя и в другой форме! Боже мой, да это единственная моя вера и надежда! Вся цель, весь смысл всего прекрасного, что мы с тобой переживаем, все в этой вере и надежде: должно быть дело вместе, общее живое дело - и будет! Я все положу на это - лягу костьми".
Лишенная возможности личного общения с любимым человеком, Морозова старается принести максимальную пользу в осуществлении его планов. "Все силы напрягу, - обещает она в письме к князю, - все сделаю, чтобы быть настоящим твоим другом и помощником во всем"90.
В издательской деятельности "Пути" активно участвовали члены Религиозно-философского общества. Переписка с ними не только по вопросам книгоиздательской практики, но и по проблемам философии сохранилась в фонде Морозовой. Особенно ценила она помощь Сергея Николаевича Булгакова. Благодарным чувством к нему пронизано письмо Маргариты Кирилловны Трубецкому. "Булгаков действительно живет этим делом, он на него смотрит как на свое, не жалеет сил и времени, - писала она. - Ты не можешь себе представить, как он мне помогает!"91
Трубецкой считал создание "Пути" событием огромной важности и высоко ценил энергию и усилия Морозовой по организации издательства. "Ты собрала у тебя в твоем милом "Пути", - писал он ей 26 декабря 1913 года, - все, что есть наиболее значительного в русской религиозной мысли"; выпущенное за 1913 год "так хорошо своею чистотой". Отрадой для нее были его слова: "Настоящая собирательница "Пути" - именно ты, а двигательница твоя - любовь ко мне..."92
Да, это было так. "...Мне хочется только служить тебе, - писала она, - и знать, что мои беспредельные любовь и преданность могут быть нужны для осуществления твоей цели". Цель, о которой шла речь, была одинаково дорога им обоим - "проложить путь к приведению философии, а за ней и всей культуры к Богу, к Христу".
С "Путем" Морозова связывала большие планы. "Я мечтаю, - писала она князю, - что мы наконец будем издавать для народа. Это очень важное и живое дело и вместе с тем практическое. Только тогда "Путь" может развиться широко и прочно"93.
С глубоким уважением, с преклонением даже отзывался о Морозовой Василий Васильевич Розанов. "Удивительная по уму и вкусу женщина, - читаем в его "Опавших листьях", - не просто "бросает деньги", а одушевлена и во всем сама принимает участие. Это важнее, чем больницы, приюты, школы.