Петру 1 требовались городские гербы только для тех городов, в которых располагались крупные воинские части. В екатерининской же "Грамоте на права и выгоды городам Российской империи" 1785 года предписывалось иметь герб всем городам - и губернским, и уездным, поскольку везде предполагалось ввести местное самоуправление. Уездные города не имели прежде собственных печатей-эмблем, поэтому их надо было сочинять.
Составленный графом Санти вопросник как раз и должен был дать материал для сочинения новых гербов. Понимая, как важна для герба выразительная, неординарная эмблема, он считал, что в то же время она должна иметь прямое отношение к самому городу - к его внешнему облику, хозяйству или истории. Санти при выборе эмблемы отдавал предпочтение чему-нибудь "партикулярному", то есть отличительному, не общему, не рядовому.
Из городов Московской губернии графом Санти были сочинены гербы для Серпухова и Коломны.
Герб Серпухова - красивый и запоминающийся - "в красном поле стоящий с распростертыми крыльями павлин". Павлин входит в число классических узаконенных западноевропейских геральдических фигур, эта эмблема означает гордость, желание славы, а также победу над тщеславным и гордым врагом. Под Серпуховом - пограничным городом на южной границе Московского княжества - происходили сражения с татарами и литовцами, в XIV веке серпуховским князем был двоюродный брат Дмитрия Донского Владимир Андреевич Храбрый, герой Куликовской битвы. В Х1Х-ХХ веках павлина в гербе Серпухова объясняли по-разному: одни, отмечая зоркость глаз и чуткость этой птицы, полагали, что она символизирует роль Серпухова как крепости-сторожи на границе, другие считали, что яркость павлиньего хвоста говорит о красочности тканей, выпускаемых серпуховскими мануфактурами.
Но фигура павлина в серпуховском гербе появилась вовсе не поэтому. Санти в составлении этого герба шел от своего главного принципа: использовать для эмблемы нечто особенное ("собство") и выходящее из общего ряда ("партикулярное"). Получив из Серпухова ответ на свой вопросник, он отметил фразу (в подлиннике она подчеркнута), что местность сия отличается от "близколе-жащих мест" тем, что "в монастыре одном родятся павлины". Изображая в гербе редкую и вовсе не характерную для подмосковного уезда птицу, Санти, наверное, учитывал геральдическое значение фигуры. Но тут, конечно, лишь случай - "бог-изобретатель", как называет его А.С.Пушкин, - дал Серпухову герб, так подходящий этому светлому, красивому городу.
Любопытна, занимательна и в достаточной степени авантюрна - вполне в духе характера графа Санти - история создания им герба Коломны.
Герб Коломны - "на лазуревом поле столб белый, наверху корона, около две звезды". Поскольку Санти, в отличие от более поздних герольдмейстеров, в описаниях гербов не давал обоснования своего выбора эмблем, то его нет и в официальном гербовнике, что заставляет исследователей давать им собственное толкование. Н.Н. Сперансов в работе "Земельные гербы России" (1974 г.) предлагает рассматривать герб Коломны как символическое изображение его исторической судьбы: "Думается, что для правильного истолкования эмблемы необходимо припомнить славные события, совершавшиеся под стенами древнего города и связанные с отражением нашествий татарских ханов. Белый, или серебряный, столб среди лазурного неба должен напоминать потомкам об этих событиях. Две золотые звезды указывают на умножение заслуженной славы в последующей истории". Но по замыслу создателя герба, его символика имела другой смысл и заключала в себе иное значение.
В создании именно такого герба для Коломны Санти следовал тому пункту своих вопросов, который касался его названия: "Городы... какими именами названы, которых языком и в тех языках те речения не знаменуют ли какого собства". В названии города Коломна он и обнаружил нужное "собство".
Однозначного мнения по поводу значения названия "Коломна" нет и сейчас. В вышедшей в начале XX века книжечке коломенского краеведа И.К. Линдемана "Происхождение названия города Коломны" приведено около двадцати версий; за последующие десятилетия их количество прибавилось. Исследователи предлагают самые разные объяснения: слово "Коломна" производят от сочетания слов "Ока", которая здесь "ломана", то есть имеет изгибы; от боевого клича древних воинов "колом - на!"; от областного рязанского слова "коломень", означающего "околица, край" (пожалуй, самое верное: в древности Коломна была пограничным городом Рязанского и Московского княжеств). Ряд ученых производит название города от угро-финского корня "колм" - "могила, кладбище".
Но есть одно старое, давно отвергнутое и поэтому в новейших работах, как правило, не упоминаемое объяснение названия города. Оно известно из очерка Н.М. Карамзина "Путешествие вокруг Москвы" (1803 г.). "Что касается до имени города, - пишет Карамзин о Коломне, - то его для забавы можно произвести от славной италиянской фамилии Со1оппа. Известно, что папа Бонифатий VIII гнал всех знаменитых людей сей фамилии и что многие из них искали убежища не только в других землях, но и в других частях света. Некоторые могли уйти в Россию, выпросить у наших великих князей землю, построить город и назвать его своим именем! Писатели, которые утверждают, что Рюрик происходит от кесаря Августа и что осада Трои принадлежит к славянской истории, без сомнения, не найдут лучших доказательств!" Ирония Карамзина понятна, потому что историческая несостоятельность такой топонимической версии очевидна: род Колонна был изгнан папой Бонифацием из Италии в конце XIII века, а название Коломна упоминается в русской летописи на сто с лишним лет раньше, в 1177 году. Тем не менее высмеиваемая историком версия в начале XIX века имела в России довольно широкое хождение. Скорей всего, под ее влиянием романтик и мечтатель Карл Кюхельбекер в сибирской ссылке пишет роман "Последний Колонна", в котором главного героя - потомка мятежного итальянского рода - заставляет приехать в Россию.
Карамзин не называет ни источника, ни имени автора легенды о Коломне, видимо, он почерпнул эти сведения из устной и безымянной молвы.
Нетрудно представить, как родилась эта этимология. Не всегда имея необходимую информацию, Санти сам пытался найти эмблему города, о котором ничего или очень мало знал. Он интересовался значением названий, название "Коломна" ему объяснить не могли, и тогда он сблизил русское "Коломна" с названием известной архитектурной детали. Он начал рисовать герб и изобразил геральдическую фигуру - колонну с капителью коринфского ордера и мощным прямоугольным пьедесталом. Совершенно закономерно у него возник вопрос: откуда и почему появилось такое странное название в русском деревянном, провинциальном городе? И тогда-то вспомнилось ему - недаром же он учился истории в Парижском университете - имя знаменитого, древнего итальянского дворянского рода - Колонна, данное современниками его основателю потому, что его владения в Риме находились возле Траяновой колонны - выдающегося древнеримского монументального памятника. Санти увенчал коломенскую колонну
принятой в западноевропейской геральдике дворянской короной, таким образом, русский герб приобрел европейские черты. Теперь следовало объяснить, каким образом Колонна появился на Руси. В истории многочисленного рода подходящий эпизод нашелся: после изгнания семьи из Италии в XIII - XIV веках некоторые ее члены вернулись на родину, а следы некоторых затерялись, и Санти решил, что след одного из этих изгнанников он и обнаружил на Руси.
Конечно, граф рассказывал о своем открытии сослуживцам и знакомым. Арест и долгое, пятнадцатилетнее, заключение в Сибири способствовали забвению обществом и его самого, и его работ по составлению гербов, тем более что после ссылки он не вернулся к герботворчеству, но остался в геральдике герб Коломны и темное устное предание, объясняющее его. Поэтому-то Карамзин, зная выдумку про итальянское происхождение имени Коломны, видимо, не знал, откуда она взялась.