В ноябре 1612 года - во времена смуты и польско-литовской интервенции - армия польского короля Сигизмунда III на пути в Москву осадила Волоколамск. Трижды польская конница и наемная немецкая пехота ходили на приступ, но осажденные бились с такой отвагой и ожесточением, что, понеся большие потери, Сигизмунд не пошел дальше, а повернул назад, в Польшу. Это была не только военная, но и большая психологическая победа. В польском войске, как вспоминает современник, тогда заговорили: "Если такая ничтожная крепость не была взята нами и показана столь крепкой, и одержала над нами победу, то, следовательно, как мы пойдем в другие большие, сильные и известные крепости?" А когда в следующем году русскому послу нового царя - великого государя Московского Михаила - Желябужскому пригрозили в Варшаве, что королевич Владислав пойдет весной в Москву и сядет на московском престоле, посол, не убоявшись, ответил, что все русские люди встанут против него. А потом добавил как самый веский аргумент: "И прежде король ваш с королевичем и с вами всеми приходил доступать государства Московского и пришел под Волок Дамский, а Волок в великом государстве Московском как бы деревенька малая: и тут короля вашего побили, и отошел король ваш из-под Волока с невеликими людьми".
Сергиевский Посад (ныне город Сергиев Посад) получил свой герб в 1883 году, но и он напоминает о событиях того же времени, что и волоколамский, - начала XVII века, когда Троице-Сергиева лавра выдержала шестнадцатимесячную осаду неприятельских войск. Герб своей эмблематикой говорит о том, что Троице-Сергиева лавра является русской национальной святыней, поэтому в центре герба изображена церковная "серебряная башня с золотым чешуйчатым куполом, увенчанным таковым же русским крестом". О воинском же подвиге свидетельствует "в лазуревом щите серебряная монастырская стена с лазуревыми ивами и закрытыми черными воротами, за которыми возникает башня... сопровождаемая двумя золотыми бердышами в столб на таковых же древках".
К тому же ряду воинских относится и герб Можайска, еще одного пограничного западного города Московского княжества.
Его герб: "в белом поле каменная стена о шести башнях". Каменная крепостная стена в Можайске была возведена в XVI веке, но и до нее деревянная крепость верно служила ее защитникам. В течение XIV - XVII веков на Можайск неоднократно нападали отряды литовских князей и польских королей, в одних случаях удавалось отбиться, в других - враги брали крепость. Но вскоре русские воины выбивали захватчиков, и Можайск вновь стоял на окраине границы. Крайнее пограничное положение Можайска породило известное и ныне выражение "загнать за Можай", которое при своем возникновении означало, что враг выдворен за пределы родной земли.
Очень большая группа русских городских гербов отражает природные условия городов и уездов, развитые в них ремесла и другие занятия жителей, которые, как говорится в некоторых описаниях, "доставляют им пропитание".
Герб города Бронницы - "золотой конь в зеленом поле" - был дан "в знак того, что в сем месте были славные конские заводы". Обширные заливные луга по Москве-реке возле Бронниц славились с XVI века, они были великокняжескими и царскими владениями, на них выпасали конские табуны, заготавливали сено для дворцовых конюшен и на баржах доставляли в Москву. Брон-ницкий конный завод славился на всю Россию. После революции в районах бронницких лугов были созданы молочно-животноводческие совхозы.
Известность Бронниц как одного из центров коневодства перебила их историческую славу, хотя для герба вроде бы более подошло отметить прежнее занятие его жителей - бронников, ковавших броню: кольчуги, латы, шлемы, почему и село называлось Бронницы. Это название впервые упомянуто в документах в 1453 году.
Подольск получил свой герб в 1781 году, когда бывшее монастырское село Подол было превращено в уездный город. В окрестностях нового города, по течению рек Пахры, Десны и Мочи, с XIV века добывали знаменитый белый камень-известняк, широко использовавшийся для строительства, особенно в Москве, отчего и получила она название "белокаменной". В гербе Подольска отмечено это довольно прибыльное занятие жителей, о чем говорится и в описании: "два золотые, употребляемые каменотесцами инструмента в голубом поле: в знак того, что жители сим промыслом набогащаются". Сто лет спустя, в 1883 году, герб был перерисован, рисунок остался прежним, но в описании уточнено название инструментов - "кирки" и изменен их цвет с золотого на серебряный.
Старинное ямское село Рогожи так же, как село Подол, в 1781 году получило статус города и по местной церкви название - Богородск. Еще когда Богородск был селом, в его окрестностях открылось несколько небольших шелковых и бумаготкацких фабрик, впоследствии уезд сохранил и развил текстильное направление своей промышленности. Поэтому старый герб города - "инструмент, которым навивается шелк, в золотом поле; в знак многих шелковых фабрик, находящихся в сем уезде" - вполне отвечает и современному положению прежнего Богородска, а ныне Ногинска, переименованного в 1930 году в честь старого большевика В.П. Ногина. В 1880-е годы управляющий Гербовым отделением при Сенате барон Б.В. Кене изменил герб Богородска: найдя изображение прялки "негеральдическим", он заменил его "шестью червлеными пустыми ромбами" - фигурами "геральдическими", но не несущими никакого смыслового значения.
И последний из старых московских уездных гербов - герб города Клина, старинной пограничной крепости, известной с 1234 года, укрепленной земляным валом, остатки которого сохранились до сих пор. С течением времени, утратив оборонное значение, Клин к началу XVIII века был заурядным небогатым селом. Но тут в его судьбе наступила перемена: он оказался на дороге между Москвой и основанным Петром 1 новым городом Петербургом. Интенсивное движение между ними требовало специальной организации, по дороге устраивались станции с постоялыми дворами, ямские слободы, и, по повелению Петра, одной из таких станций стал Клин, а его жители были "поверстаны" в ямское сословие. С развитием и усовершенствованием почты около 1720 года появилась должность почтальона, в которую назначались "семьянистые лошадные люди", и часть клинских ямщиков была сделана почтальонами. Герб Клина - "в белом поле почталион, скачущий верхом с рожком; в знак того, что сего города обыватели прежде были ямщики, отправляющие почты" - изображает почтальона в парадной форме конца XVIII века. Перерисованный в 1850-е и утвержденный в 1883 году, рисунок исправлен в соответствии с изменениями в форме почтальона: "в серебряном щите скачущий почтальон в червленой рубахе, зеленой епанче и черной шляпе и сапогах, на черном коне с червлеными глазами и языком, украшенном золотыми седлом и сбруею".
Почтальон был лицом заметным в обществе и уважаемым. Еще при Анне Иоанновне был издан указ, в котором говорилось, что всем чинам запрещается "непристойно ругать почтовых управителей или служителей". А.Н. Радищев в главе "Клин" "Путешествия из Петербурга в Москву" с большой симпатией и уважением говорит о "ямском собрании" - жителях Клина. Немало о почтальонах сложено песен. Все знают песню о почтовой тройке:
Вот мчится тройка почтовая
По Волге-матушке зимой,
Ямщик, уныло напевая,
Качает буйной головой...
Нет, наверное, такого человека у нас, который не припомнил бы песню на стихи Л.Н. Трефолева "Ямщик", в которой герой ее рассказывает о том времени, когда он "на почте служил ямщиком" и как однажды зимой вез он пакет... Став народной песней, стихотворение подверглось сокращению. Обычно поют, что ямщик наехал по пути на тело замерзшей и занесенной снегом его любимой, а у Трефолева сюжет более драматичен: ямщик слышит среди завывания бури зов о помощи, но, боясь задержаться и не доставить пакет вовремя, решает, что поможет бедному путнику "на обратном пути":
Мне сделалось страшно. Едва я дышал,
Дрожали от ужаса руки.
Я в рог затрубил, чтобы он заглушал
Предсмертные слабые звуки,
и только на обратном пути он "увидел потухшие очи..."