В 1840-е годы была популярна песня "Почтальон", музыку к которой написал А.А. Алябьев, на стихи Е. Гребенки, автора таких известных песен, как "Очи черные", "Помню, я еще молодушкой была". Первая строфа "Почтальона" может служить подписью к гербу Клина 1883 года:
Скачет, форменно одет,
Вестник радостей и бед.
Сумка черная на нем,
Кивер с бронзовым орлом.
Таким образом, все уездные города Московской губернии по ее дореволюционному административному делению и Сергиевский Посад, входивший в Дмитревский уезд, но обладавший особым статусом, имели гербы, созданные в основном в XVIII веке и подвергшиеся в XIX веке в своей значимой эмблеме небольшим исправлениям. Но в то же время шло усложнение гербов за счет появления новых деталей за пределами щита. Этот процесс характерен для всей европейской геральдики. Над гербом изображают различного, но строго определенного вида короны и шлемы, рисуют спускающийся из-под короны или шлема по обеим сторонам щита намет - орнаментальное украшение, появляются щитодержатели - две фигуры по бокам щита, как бы поддерживающие его. Такие же украшения получают и городские гербы.
В России начинают вводить в городские гербы украшения вокруг щитов в 1850-е годы. Толчком послужило пожелание императора Николая 1, чтобы в земельные гербы ввели государственную символику в виде императорской короны, которая венчала бы все губернские гербы, а из уездных те, которые "отличаются от прочих обширностью населения и вообще своей значительностью в административном, торговом и историческом отношениях". Тогдашний управляющий Гербовым отделением Сената барон Б.В. Кене - усерднейший службист - ревностно принялся за исполнение императорского пожелания. Он разработал стройную, педантичную и всеохватывающую систему гербовых украшений, которые давали дополнительные сведения о городах.
Для увенчания гербов вводились короны: императорская - для гербов губерний и столиц; царская шапка в виде венца Мономахова - для древних русских городов, бывших местопребыванием царствующих великих князей; золотая башенная корона о пяти зубцах - для губернских городов, имеющих 50 000 и более населения, и о трех зубцах - для губернских городов с меньшим населением; если город, как губернский, так и уездный, к тому же является крепостью, то башенная корона увенчивается императорским орлом; серебряная башенная корона о трех зубцах - для уездных городов; червленая башенная корона о двух зубцах - для знаменитых посадов. Впоследствии стали увенчивать императорскими коронами гербы и губернских городов, а городские башенные короны рисовать в виде крепостной стены с башнями, зубцами и бойницами.
Обрамление гербов также имело свое значение: дубовая гирлянда - для губерний, колосья - для городов, отличающихся земледелием и хлебною торговлею, орденская андреевская лазуревая лента обрамляет губернские и столичные гербы, причем столичные имеют изображения скипетров; александровская алая, обвивающая два золотых молотка, - для промышленных городов, с двумя золотыми якорями - для приморских, с двумя виноградными лозами - для городов, занимающихся виноделием; георгиевская лента со знаменами - для крепостей, которые отличились во время осады.
Герб, изображенный с учетом всех вышеперечисленных деталей, называется полным.
По новому положению, герб столичного и губернского города отличался от герба губернии предметами гербовых украшений. Так полный герб столичного города Москвы имел императорскую корону и обрамление в виде андреевской ленты, обвивающей расположенные за щитом крест-накрест два скипетра, увенчанные царскими орлами; герб же Московской губернии был увенчан также императорской короной, но щит обрамляла дубовая гирлянда, обвитая андреевскою же лентой.
Было также изменено положение эмблемы губернского герба в уездном: ранее занимавшая верхнюю половину щита (а у Санти в "старых" уездных гербах губернский вообще отсутствовал), теперь она была отнесена в правый верхний угол (правая и левая стороны гербового щита определяются не от зрителя, а от лица, якобы несущего щит), так называемую вольную часть щита.
По гербовнику 1880-х годов Богородск, Верея, Волоколамск, Дмитров, Звенигород, Клин, Коломна, Подольск, Руза, Серпухов были отнесены к промышленным городам, а Бронницы, Воскресенск, Можайск и Сергиевский Посад - к хлебным, то есть к сельскохозяйственным. Это деление конца XIX века свидетельствовало о четко наметившемся пути развития хозяйства Московской губернии от сельскохозяйственного направления к промышленному.
Рассматривая старые гербы уездных городов Московской губернии, мы совершили целое путешествие по Московской земле и не только в пространстве - по разным ее районам, от северного Дмитрова до южного Серпухова, от восточного Богородска до западного Можайска, но и во времени - по ее истории. Эмблема на гербе вынужденно немногословна, порой зашифрована, но она стоит того, чтобы предпринять труд ее понять. Прочитанный и истолкованный герб открывает путь к пониманию души города, его характера.
Перечень старинных московских гербов необходимо дополнить еще двумя гербами, которые могут войти в него с некоторыми оговорками.
Герб города Никитска. Города с таким названием сейчас в Московской области нет, но он существовал с 1775 года, когда по указу Екатерины II село Колычеве на Пахре - родовое поместье бояр Колычевых - получило статус уездного города и название Никитск, до 1796 года, в котором последовал новый указ сына императрицы Павла 1, отменяющий ее повеление и возвращающий селению прежний статус села и название Колычеве.
Городу Никитску в 1781 году был определен герб. Официальный документ гласит: "Герб Никитска представляет в верхней части щита герб Московский, а в нижней в желтом поле белые три камня. Два положены вместе, а третий - сверху. Жалован герб при открытии города ныне царствующей императрицей Екатериной Великой, в знак каменоломни в городе и уезде".
В окрестностях Колычева, так же как и под Подольском, добывался знаменитый строительный белый камень, из которого в Москве строили соборы и палаты и благодаря которому Москва получила название "белокаменной".
Такая вот была страница в истории нынешнего поселка Колычеве Домодедовского района.
И последний город, о гербе которого пойдет речь, это - Егорьевск. Земли, где находился этот город, с XIV века, со времен Ивана Калиты, входили в Московское княжество, Но в конце XVIII века, когда проходила городовая реформа Екатерины II, по тогдашнему административному делению Егорьевск был отнесен к Рязанской губернии. Поэтому его герб, высочайше утвержденный в 1789 году, был оформлен как уездный герб Рязанской губернии, в верхней половине щита которого был изображен рязанский герб - княжеская шапка и положенные косым крестом серебряный меч и ножны, а в нижней - собственно егорьевский герб: "в красном поле, выходящею из облак рукою святого великомученика Георгия, пронзенный змий".
Егорьевск вернулся в Московскую область лишь после революции, когда менять герб уже не было надобности.
Революция отменила городские гербы, и многие десятилетия о них не вспоминали. Но в шестидесятые-семидесятые годы вновь оживился интерес к ним, это произошло на фоне общего интереса к прошлому. Тогда выпускали серии открыток и значков со старыми городскими гербами, создавали новые гербы. Однако все это было не более чем модой, и как любая мода, увлечение гербами прошло. И прошло потому, что герб - не красивая картинка, не значок; для того, чтобы он вернулся в нашу жизнь (а я глубоко уверен, что так оно и будет), необходимы определенные социально-политические условия. Вспомните, все периоды оживления и взлетов русского городского герботворчества связаны с попытками введения городского самоуправления, а упадок - с фактическим уничтожением местной самостоятельности. Особенно наглядно это проявилось в предреволюционные годы расцвета земства, когда местные гербы знали все, потому что они употреблялись и на печатях, и на марках земской почты, и на местных изданиях; а после революции, когда все городское руководство было фактически назначаемо, оно не заботилось о местных интересах, но послушно исполняло приказы своего начальства. Герб - знак свободы и независимости, он возбуждает чувство самоуважения. За ним стоит не тщеславие, а право, поэтому он утверждается самым высшим органом государства. Утверждение герба - это договор государства и граждан, признание государством их прав и обязательство соблюдать их. Поэтому слово "герб" и звучит волнующе и гордо.