2) Трапезная, Донской Богородицы, с двумя приделами: Сергия Радонежского и Федора Стратилата. Церковь эта построена при основании монастыря на том месте, где стояла походная церковь царя Федора Ивановича во время нападения крымцев, а приделы сделаны в 1659 году.
3) Тихвинской Богородицы над вратами. Сооружена в 1714 году царицей Прасковьей Федоровной и дочерью ее царевной Екатериной Ивановной, а перестроена в 1792 году.
4) Евфимия Великого, больничная. Построена также в 1714 году стольником Иваном Ивановичем Дурново. 5) Захария и Елизаветы под колокольней.
Здания монастыря огромны и красивы. Стены его с высокими башнями начаты постройкой по усердию царевны Екатерины Алексеевны, а окончены в 1692 году на средства жены думного дьяка Якова Аверкиева - Ирины Семеновой. Обо всем этом свидетельствуют три надписи, находящиеся в соборной церкви. Внутреннее устройство обители превосходно, ризница богата. В монастыре погребено много знаменитых людей и между ними преосвященный Амвросий, убитый в 1771 году мятежниками. Из писателей здесь погребены: Сумароков, Херасков, Дмитриев и др. Сады внутри разведены при императрице Анне Ивановне. При ней же построена и колокольня с воротами.
Зачатьевский, женский. Находится близ Пречистенских ворот, между Москвой-рекой и улицей Остоженкой. Здесь был сначала Алексеевский монастырь, о котором говорено выше. С переведением монастыря на новое место здесь осталась малая обитель, известная еще и в XVI веке под названием Зачатьевской, по главному храму. Прочное же основание нынешнему Зачатьевскому монастырю положено уже в 1623 году царем Михаилом Федоровичем. Зачатьевский монастырь замечателен тем, что от него князь Пожарский вел атаку на поляков и взял приступом их укрепление близ Арбатских ворот.
Теперь в монастыре три каменные церкви. Храм Зачатия св. Анны воздвигнут, по-видимому, вместо древнего царем Михаилом Федоровичем, а затем перестроен. Церковь Неопалимой Купины построена в 1766 году. Третья - Нерукотворного Спаса на вратах. При церквах приделы: Рождества Пресвятой Богородицы, Св. Алексия, митрополита московского, Сошествия Св. Духа и мученика Федора Стратилата. В церкви Неопалимой Купины находятся гробницы Евпраксии и Иулии, сестер св. Алексия, местночтимых, из коих об Иулии известно, что она скончалась в 1393 году, будучи начальницей обители.
В ризнице монастыря хранится напрестольный крест с жемчугом, сделанный в 1653 году по обещанию царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны.
В монастыре чудотворная икона Руно Орошенное и местночтимая икона Божьей Матери Милостивой, празднование коей совершается 12 ноября.
Новодевичий, женский. Монастырь находится между Москвой-рекой и Девичьим полем, напротив Воробьевых гор. Основан в 1524 году великим князем Василием Ивановичем в память знаменитого в нашей истории события - взятия Смоленска и присоединения его к России.
Великая княгиня Софья, супруга Василия Дмитриевича, была в 1398 году в Смоленске и при возвращении в Москву во время свидания с отцом своим великим князем Витовтом благословлена от него иконой Смоленской Пресвятой Богородицы - Одигитрии (Путеводительницы). Древний и чудотворный этот образ находился с тех пор в иконостасе московского Благовещенского собора подле Царских врат, а через 58 лет после того по просьбе смоленского епископа Михаила, бывшего в свите посольства от польского короля Казимира к великому князю Василию III, возвращен в Смоленск, а список с него оставлен в Благовещенском соборе. 28 июля 1456 года настоящую икону с торжественным крестным ходом сам великий князь с детьми, митрополит св. Иона с духовенством и народ проводили до бывшего тогда в предместье Москвы Саввина монастыря1. В воспоминание этого события и установлен крестный ход 28 июля.
Когда в 1514 году древний русский город Смоленск, бывший более ста лет под властью Литвы, возвращен великим князем Василием Ивановичем, он в знак благодарности ко Всевышнему за такой успех своего оружия предпринял намерение соорудить церковь в честь иконы Смоленской Божьей Матери и монастырь на том месте, до которого та икона дедом его была сопровождена. Обитель основана в 1524 году, и на построение ее выдано из собственной великокняжеской казны 3 тысячи рублей, а по окончании построения 28 июля 1525 года с обычным крестным ходом перенесен в монастырь из Благовещенского собора список с чудотворного образа.
Первая настоятельница этого монастыря схимонахиня Елена имела прозвание Девочкина. О том значится в надписи на внешней церкви монастыря. По этому случаю, полагают, и монастырь наименован Девичьим. Есть еще предание2, скорее всего недостоверное, будто во время татарщины баскаки, или монгольские сборщики податей, и вместе соглядатаи за нашими великими князьями, собирая вместе с денежной данью особенную дань с России девицами для отсылки их к своим ханам, выводили на Девичье поле множество прекрасных девиц и из их числа делали выбор прекраснейших, чтобы послать в Золотую Орду. И с того времени это поле будто и называлось Девичьим, а по нему наименовался и монастырь. Вероятнее всего, что этот монастырь, будучи назначен для обитания девиц и будучи новым, и назван Новодевичьим.
Много лет спустя после основания монастыря, во время польско-литовского нашествия, Новодевичий монастырь, обнесенный оградой, валом и рвами, служил крепостью и станом то для врагов, то для защитников отечества. Когда ополчение заняло Белый город, Новодевичий монастырь был отбит у поляков, но затем поляки снова его заняли и оставались там, пока Пожарский не очистил Москву от неприятеля.
Со вступлением на престол Михаила Федоровича монастырь был восстановлен и укреплен, и старицы, выведенные во владимирские монастыри, возвращены на свои прежние места. Цари Михаил, Алексей и Федор обогатили Новодевичий монастырь вотчинами и богатыми вкладами. Накануне праздника Смоленской Божьей Матери они останавливались перед монастырем шатрами, слушали в нем вечерню, всенощную и обедню, потом обедали в своем шатре, а монахинь угощали обильным столом в самой обители.
Между монастырскими зданиями главное место занимает собор в честь иконы Смоленской Божьей Матери, сходный по своей архитектуре с Успенским и Архангельским соборами. Строителем его предполагают Алевиза Фрязина, но собор был возобновлен в царствование Бориса Годунова. В этом соборе три придела, которые все относятся к концу XVII и началу XVIII столетия. В нем погребены царица Евдокия Федоровна, царевна Софья, Евдокия и Екатерина, дочери царя Алексея Михайловича, а под главным алтарем - одиннадцатимесячная царевна Анна, дочь Ивана Грозного. Кроме того, в монастыре находятся следующие церкви: трапезная, напоминающая своей постройкой такие же церкви в Богоявленском монастыре и в Троицкой лавре. Главный престол в честь Успения Божьей Матери освящен в 1687 году. Больничная во имя св. Амвросия Медисланского. Трехъярусная церковь Преображения над передними воротами, красивой постройки, освящена в 1688 году. Церковь Покрова Божьей Матери над задними воротами, построенная в XVII веке. Ко всем этим церквам принадлежит пятиярусная колокольня, чрезвычайно красивая, построенная в XVII столетии. В нижнем ярусе ее находится придел во имя преподобных Варлаама и Иоасафа, царевичей индийских. Между колоколами самый старый 1551 года, вылитый при Иване Грозном и митрополите Макарии. Кроме чудотворной иконы Смоленской Божьей Матери в монастыре находятся местночтимые иконы Божьей Матери Новгородской и Мученицы Параскевы. Затем - целая кисть руки мощей мученицы Феодосии, камень, которым был убит первомученик Стефан, и древняя особо чтимая Христова Плащаница.