Ризница монастыря наполнена сокровищами, между которыми хранятся три напрестольных креста, украшенные драгоценными каменьями и жемчугом: один золотой с мощами разных святых - дар царя Федора Алексеевича, другой - тоже золотой, в котором находится капля крови Спасителя, и третий - резной из пальмы, весьма искусной греческой работы. Шесть напрестольных, весьма богатых Евангелий, митры, облачения, плащаницы, одна из них - дар царя Михаила Федоровича.
В Преображенском соборе обращает на себя внимание путевая икона Марфы Ивановны, именуемая "Умиление", которая, по мнению знатоков, принадлежит к произведениям Андрея Рублева.
Под этим собором погребены мать царя Михаила Федоровича инокиня Марфа, царевна Ирина Михайловна, княгиня Татьяна Федоровна Катырева, родная сестра царя Михаила, и четыре его брата, умершие в младенчестве; затем - боярин Роман Юрьевич Захарьин, отец царицы Анастасии, Никита Романович Юрьев-Захарьин, отец патриарха Филарета, и др. Под Знаменской церковью погребены многие знаменитые особы. Между архимандритами Новоспасского монастыря замечательны Иов, бывший потом первым патриархом, патриархи Никон и Питирим и митрополит московский Филарет (Дроздов).
Покровский, мужской. Монастырь построен в 1655 году по указу царя Алексея Михайловича на комнатную царскую сумму. Место, на котором построена обитель (близ нынешней Покровской заставы), занято было прежде общим кладбищем для бедных, странников и умерших насильственной смертью. Здесь был и Убогий дом, почему и монастырь назывался сперва Убожедомским. В конце XVIII столетия обитель возобновлена на частные средства и потом приведена в еще более благолепный вид в 1830 году архимандритом Ионой.
В монастыре три церкви: Воскресения Христова, Покрова Пресвятой Богородицы и Ионы, митрополита московского. Собор Воскресения Христова построен вместо прежнего в 1792 году. В нем приделы - Всех Святых и Тихвинской Богородицы. Церковь Покрова Богородицы - теплая, двухэтажная, с двумя приделами: Апостолов Петра и Павла и Николая Чудотворца. Внизу церковь во имя св. митрополита Ионы с двумя приделами: Св. Иллариона Великого и Преподобного Нила. Оба эти храма построены на месте обветшавшей церкви в 1806 году. Первый освящен в 1814 году, второй - в 1825 году. Приделы устроены в 1843 году.
В Покровском монастыре помещалась прежде духовная семинария, переведенная сюда в 1751 году из Крутицкого архиерейского дома. Потом она переведена в дом Остермана.
Спасо-Андроньев, или Андронников, мужской. Место, на котором основан Андроньев монастырь, замечательно по историческим воспоминаниям. Здесь лежал путь из Москвы в Орду к великим ханам; по этому пути езжали к нам послы ханские; здесь встретил Батыя Всеволод, сын великого князя Георгия; этим же путем выступил против Тамерлана великий князь Василий Дмитриевич; по этому же пути возвращался из Орды великий князь Василий Васильевич Темный1. Путь этот лежал в богатые низовые губернии, на Урал и в далекую Сибирь. Простой народ назвал эту дорогу Владимирской. Теперь это Нижегородское шоссе.
Монастырь основан около 1360 года иждивением св. митрополита Алексия. Св. Алексий на обратном пути из Константинополя в Москву застигнут был на море жестокой бурей и обещался в честь святого того дня, когда пристанет к берегу, воздвигнуть храм, что и случилось 16 августа, в празднество Нерукотворного образа Спасителя. А потому по прибытии в Москву испросил он у св. Сергия Радонежского ученика его Андроника, которому и поручил немедленно создать Спасскую обитель, назначив его в ней игуменом.
В монастыре семь церквей и четыре придела. Церкви: Нерукотворного образа, Рождества Пресвятой Богородицы, Архангела Михаила, Алексия Митрополита, Симеона, сродника Господня, Знамения Божьей Матери и Мученика Евграфа. Приделы: Священномученика Александра Команского, Успения Божьей Матери, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Преподобного Андроника.
Храм (соборный) Нерукотворного образа Спаса весь построен из белого камня и окружен с трех сторон крытой папертью. Не раз возобновлялось его внутреннее украшение, кажется, во вред старинной иконописи. В иконостасе этого храма находится чудотворный Нерукотворный образ, привезенный св. Алексием из Цареграда, он украшен богатой ризой. В этом же храме почивают под спудом мощи преподобных Андроника и преемника его Саввы.
Церковь Архангела Михаила - теплая, построена царицей Евдокией Федоровной, урожденной Лопухиной, почему тут и погребены многие из фамилии Лопухиных.
Церковь Рождества Богородицы находится над св. вратами. Церковь Симеона, сродника Господня, находится в колокольне и освящена 25 октября 1803 года. Каменная монастырская трапезная сооружена в 1506 году архимандритом Митрофаном. Все прочие здания Андроньева монастыря и ограда с башнями - каменные. Колокольня построена в XVIII столетии на частные средства и имеет высоту с крестом около 34 саженей; эта колокольня одна из красивейших в Москве. В 1812 году обитель много пострадала от неприятеля, но вскоре опять была приведена в цветущее состояние.
Между погребенными в монастыре замечательны два иконописца XV века священники Андрей Рублев и Симеон Черный, о которых упоминается в Четьях-Минеях, в житиях св. Сергия и Никона Радонежских. Андрей Рублев настолько был искусен в иконописании, что в течение 150 лет его иконы служили образцами для других художников. Он и Черный расписали соборную церковь Андроньева монастыря и в нем кончили жизнь свою иноками около 1430 года2.
Надо заметить, что у Андроньева монастыря был встречен митрополитом Киприаном великий князь Дмитрий Иванович, когда с торжеством возвращался в 1380 году, одержав победу на Куликовом поле.
Монастырь расположен у реки Яузы на высокой горе и представляет грандиозную и величественную картину по расположению своих зданий.
Симонов, мужской. В XII столетии Симоновым называлось одно из сел боярина Кучко. Местность была мокрая, болотистая, почему и слыла среди поселенцев как "постылая". Тем не менее, она отличалась живописностью.
На этой-то местности в 1370 году первоначально и был основан монастырь. Основание его принадлежит преподобному Сергию Радонежскому по благословению св. митрополита Алексия. Около 1379 года св. Федор, племянник преподобного Сергия и духовник великого князя Дмитрия, перенес монастырь на новое место, которое подарено было монастырю владельцем Симоновского урочища Симоном из рода Головиных, причем владелец сделал на этот счет и значительное пожертвование. Новое место находилось от старого в четверть версты к северо-востоку. Первоначальный монастырь был основан в честь Рождества Богородицы и назван был Рождественским. При переносе монастыря на новое место старый монастырь не был уничтожен и существовал до времен Ивана Грозного. Для своего нового монастыря, будучи в Константинополе (1383 г.), св. Федор исходатайствовал у патриарха Нила ставропигию и возвратился в сане архимандрита; а когда тот же патриарх Нил по любви своей к добродетельному и умному Федору хиротонисал его в 1390 году в сан архиепископа ростовского, то в Симонове монастыре заступил его место св. Кирилл Белоозерский. Все это случилось еще при жизни св. Сергия Радонежского.
2Кроме Рублева и Черного славились в Москве своим искусством следующие иконописцы: старец Прохор из Городца, Феофан Грек, Игнатий-иконописец, Кнаш, Даниил Черный, брат Симеона Черного, и Симон Ушаков.