Алексеевский, женский. Основан митрополитом Алексеем по желанию его сестер Евпраксии и Юлии около 1360 года. Находился сперва за Пречистенскими воротами, на Остоженке, там, где теперь Зачатьевский монастырь. В 1514 году обитель истреблена была пожаром, после чего перенесена на новое место, ближе к Кремлю, на урочище, называемое исстари Чертолье, возле Каменного моста на гористой стороне Москвы-реки. На этом месте Алексеевский монастырь существовал более трех столетий. В 1836 году местность, занимаемая монастырем, предназначена была для построения храма Христа Спасителя, и потому в 1837 году монастырь переведен в Красное село, где церковь Воздвижения Креста с приделами Тихвинской Божьей Матери и Симеона, епископа персидского, построенная в 1692 году. Другая церковь - Алексия Божья человека с приделами Иконы Грузинской Божьей Матери и Павла Латрского. 16 октября 1837 года в назначенной к сломке соборной церкви Алексеевского монастыря было отправлено последнее всенощное бдение с колокольным звоном, а 17 октября, в воскресенье, в 8 часов утра все иконы и священные принадлежности храма и ризницы собравшимися священнослужителями подняты с молебным пением и перенесены через всю Москву с хоругвями и крестами в сопровождении сестер монастыря и многочисленного народа на новое место, где ожидал уже митрополит московский Филарет, совершивший потом в новой монастырской церкви литургию. По державной воле императора Николая Павловича новая обитель была окружена каменной оградой на пространстве 205 саженей, со святыми вратами и двумя башнями, а внутри для помещения монашествующих построены 8 двухэтажных корпусов. С течением времени монастырь много украсился, и при нем находится кладбище, где погребено немало знаменитых людей. В последнее время на церковной земле построена новая церковь прекрасной архитектуры во имя Всех Святых, которая освящена в 1891 году. В монастыре чудотворная икона Богоматери Целительницы1, прославившаяся чудесами в конце XVIII столетия, и другая - Грузинской Божьей Матери.
Данилов, мужской. Основание этого древнейшего монастыря Москвы относится к 1272 году, незадолго до смерти великого князя Даниила Александровича. Умирая, он завешал похоронить себя в основанном монастыре и был похоронен, как свидетельствует летопись (Троицкая), "не в церкви, а в ограде". По смерти великого князя, в 1330 году, великий князь Иван Данилович Калита перенес основанный монастырь в Кремль, к собору Спаса на Бору, а "сия древняя обитель совершенно опустела" и в таком виде пребывала до времени великого князя Ивана Васильевича. Существует предание, записанное в летописи, что "великий князь Даниил явился у своего гроба, на берегу Москвы-реки, и сказал некоему юноше: "Скажи великому князю Ивану, что он сам всячески себя утешает, меня же забвению предал еси". Иван Васильевич с того времени установил петь соборные панихиды о душах родственников своих. В том же предании упоминается, что в княжение Василия Ивановича боярин Иван Михайлович Шуйский ехал верхом за государем и хотел с надгробного камня Даниилова сесть на лошадь, но потом едва не умер и вылечился молебнами, отпетыми на месте. При царе Иване Васильевиче умирающий сын одного купца исцелился у гроба Даниила, и царь, удивленный такими чудесами, возобновил древний Данилов монастырь, построил церковь, возвел стену и проч. С этого времени монастырь, подчиненный прежде Спасо-Преображенскому, занимает самостоятельное положение, имея своих собственных настоятелей. 30 августа 1652 года обретены были мощи св. князя Даниила, и с того времени почивают в соборной церкви монастыря, устроенной в честь Семи Вселенских соборов, с приделами Св. князя Даниила, где почивают его мощи, и Св. Бориса и Глеба. Кроме этой соборной церкви в монастыре находятся еще следующие: церковь Живоначальной Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы. Последняя, построенная царем Алексеем Михайловичем, особенно красива своей архитектурой чисто русского стиля в самом лучшем его периоде. Монастырская стена, построенная при царе Иване Васильевиче и напоминающая своей архитектурой стену Московского Кремля, придала монастырю значение крепости, у стен которой в былое время не раз происходили битвы. Так, например, 2 декабря 1606 года князь Скопин-Шуйский свел полки в монастырь и отсюда окружил и победил бушевавших мятежников. Монастырь этот постоянно пользовался большим уважением у русских царей, и потому они очень часто приносили в него драгоценные вклады. В 1771 году, во время моровой язвы, у стен Данилова монастыря было устроено моровое кладбище, остатки которого сохранились по настоящее время. По окончании язвы кладбище было засыпано, но по старой памяти похороны в монастыре продолжались и впоследствии положили основание существующему монастырскому кладбищу. Оно невелико и предназначено для похорон богатых и знатных людей. Здесь погребен известный славянист Юрий Венелин, Юрий Самарин, Николай Рубинштейн, князь Черкасский и, наконец, Н. В. Гоголь. На могиле его два памятника. Один из них представляет высокую плиту черного мрамора, сделанную в форме гробницы. На этой плите следующие надписи. Сверху: "Здесь погребено тело Н. В. Гоголя, род. 19 марта 1809 года, сконч. 21 февраля 1852 года". Спереди: "Горьким словом моим посмеюся. Иеремия, гл. 20, ст. 8". Слева: "Муж разумный престол чувствия. Притчей, гл. 12, ст. 23". "Правда возвышает язык. Притчей, гл. 14, ст. 34". Справа: "Истинным же уста исполним смеха, устне же их исповедания. Иова, гл. 8, ст. 21". С западной стороны этого памятника - другой: брошена гранитная глыба и на ней водружен высокий крест из толстых спаянных медных пластинок. На глыбе надпись: "Ей, гряди, Господи Иисусе. Апок., гл. 22, ст. 20".
В 1812 году Данилов монастырь был разграблен французами. После окончания войны испорченная неприятелем церковная древняя живопись реставрировалась, а иконостас подновлен и украшен прежними сохранившимися иконами.
Донской, мужской. Находится у Калужской заставы под управлением архимандрита. Основан в 1592 году царем Федором Ивановичем в благодарность Богу за победу над крымским ханом Казы-Гиреем, одержанную на этом месте в 1591 году чудесной помощью Пресвятой Богородицы, которой икона получена великим князем Дмитрием Ивановичем от донских казаков. В воспоминание этого установлен царем Федором Ивановичем, вместе с учреждением монастыря, крестный ход, который при самозванцах и в междуцарствие был прекращен, а царем Алексеем Михайловичем по отогнании от Курска крымских татар возобновлен и ежегодно совершается из Успенского собора 19 августа. В монастыре пять церквей.
1) Соборная с престолами: вверху - Донской Богородицы, внизу - Сретенья Господня, По огромности и великолепию храм этот заслуживает особенного внимания: он воздвигнут иждивением царевны Екатерины Алексеевны, сестры Петра Великого, в 1684 году. Построением окончен в 1698 году, в том же году 21 августа освящен, а в 1785 году украшен превосходной живописью по стенам, которая произведена известным итальянским художником Христофором Клауди. В иконостасе находится список с чудотворной иконы Донской Божьей Матери в богатой ризе с драгоценными каменьями. Нижняя, Сретенская, церковь устроена иждивением грузинских царей.