Нежно звучащее название этой дворянской усадьбы произошло от того, что в далекую старину здесь, в южном предместье Москвы, был глубокий и сплошь покрытый зарослями черемухи овраг, благоухающий ранней весною на всю долину и окрестности речки Бекетовки. По преданию, местность эта некогда принадлежала Борису Годунову. Из достоверных же источников известно, что в 1630 г. "в Московском уезде из порожних из обводных земель, пустошь Черемошки по сторонам Черемошского оврага... писцы измеряли и описали и продали в вотчину по полпустоши Афонасию Проничещеву, да дьяку Венедикту Махову"1. Вскоре же на половине Венедикта Махова возникли вотчинный двор и деревня Черемошье в несколько крестьянских дворов, а "в обще с Афонасием Проничищевым" (в документах встречаются два варианта написания этой фамилии) на речке Бекетовке дьяк Венедикт Махов устроил систему прудов. Местность начала преображаться, и столетие спустя здесь уже существовала оригинальная и представительная дворянская усадьба.
План усадьбы Черемушки
Как всякая крупная русская усадьба, Черемушки имеют свое неповторимое лицо. Имеют они и свои уникальные особенности, и удивительные повороты в истории. Среди известных подмосковных Черемушки в настоящее время выделяются сохранностью большинства архитектурных памятников, а также целостностью всего ансамбля, пострадавшего, главным образом, на периферии широко раскинувшегося пейзажного парка. Гармония ансамбля не слишком нарушена и близко подступившей к нему стандартной застройкой "Большой Москвы", и капитальными зданиями, возникшими в советское время на территории усадьбы. Целостности ансамбля почти не помешало даже то, что магистраль Большой Черемушкинской улицы отрезала комплекс Конного двора от основного массива усадьбы. Но это ли потери?! Судьбе Черемушек и его архитектурных сокровищ могут позавидовать многие безжалостно уничтоженные или безнадежно ветшающие старинные усадебные комплексы.
Особая ценность черемушкинского усадебного комплекса заключается в том, что в нем последовательно отразилась смена традиций русской усадебной культуры двух столетий. Должно быть, именно это и имел в виду Ю.И. Шамурин (известный любитель и знаток русской усадьбы, посетивший Черемушки около столетия назад), когда писал, что "в смысле исторической поучительности это едва ли не самая интересная подмосковная"2. Не обнаружив в Черемушках "художественных откровений, равных Останкину или Архангельскому", исследователь характеризовал их в целом как "красивое удобное жилье культурного дворянского рода", видя главную прелесть усадьбы в "историческом значении, дающем яркую картину прошлой жизни".
СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ В АНСАМБЛЕ УСАДЬБЫ "ЧЕРЕМУШКИ". СЕР. XVIII - НАЧ. XX ВВ.
1. Парадный двор) цветник
II. Регулярный сад
III. Английский парк
В самом деле, за три столетия с начала XVII в. сменились несколько поколений владельцев Черемушек, принадлежавших к разным фамилиям старинной и новой русской знати. Это были Прозоровские, Голицыны, Меншиковы, наконец, Якунчиковы. Усадьба являлась свидетелем всех социальных, экономических и культурных перемен, последовательно отразив их в памятниках ансамбля и в его структуре. Но главной традицией Черемушек было исключительно бережное отношение новых владельцев ко всему, созданному здесь их предшественниками. Благодаря этому творения эпохи барокко, классицизма и эклектики вполне гармонично сосуществуют ныне в пределах цельного и грандиозного комплекса. Воплощая собою изменчивые идеалы "пользы" и "красоты", они рассказывают нам о минувших днях и о людях, любовно и расчетливо создававших для себя эту гармоничную комфортную среду обитания.