Дом № 10, стоящий в глубине двора, принадлежал издателю С. А. Скирмуету. Он и не думал, что будет когда-либо богатым. Сергей Скирмунт был сиротой, воспитывала его тетка и, конечно же, отдала его в военное училище - обеспеченное будущее, карьера. Скирмунт окончил Александровское училище, дослужился до чина штабс-капитана, но военной службы не любил. Неожиданно он получил известие, что его ожидает наследство: скончался дальний родственник, помещик, одиноко живший на степном хуторе (рассказывали, что с ним был только медведь, приученный пить французский коньяк), не имевший наследников. Скирмунт получил два с половиной миллиона, степные хутора и земли. В 30 лет он вышел в отставку и постарался разумно употребить "шалые", как он говорил, деньги. Около ста тысяч он пожертвовал "Обществу содействия устройству общедоступных народных развлечений", в котором участвовали Станиславский, Немирович-Данченко, Корш, основал на паях с прогрессивным публицистом В. А. Крандиевским либеральное издательство "Труд", сблизился с М. Горьким, через которого щедро финансировал революционные организации.
Горький часто останавливался у него в доме, здесь жил и Крандиевский, дочь которого, Н. А. Крандиевская-Толстая, оставила воспоминания о Гранатном переулке: "Дом Скирмунта, в котором я росла и начинала жить... выходил на улицу одними только воротами на каменных столбах... От ворот аллея густых елок выводила на широкий двор, где обширно раскинулся двухэтажный купеческий особняк... Каменная терраса и балкон выходили на противоположную сторону, в сад. В нем водились соловьи". Сам же Гранатный переулок в конце XIX в. был "...патриархальный, тихий, весь в зелени. Узкие тротуары, поросшие травкой. Особняки, сады, заборы, за которыми благоухают сирень и липы, летит белый пух с тополя".
За домом № 22, построенным в 1885 г. (архитектор М. И. Никифоров), последний участок в переулке (№ 24) занят несколькими строениями, из которых угловое, деревянное - самое старое, выстроенное в первой половине XIX в., а другие, одно по Гранатному переулку, а второе - по Вспольному, выстроены в 1873 г. архитектором В. Г. Залесским.
Здесь Гранатный переулок выходит во Вспольный (бывший Георгиевский) переулок. Старое его название произошло от Георгиевской церкви, стоявшей на углу с Малой Никитской улицей, там, где ныне высится мрачноватое здание радиостудий (№ 24). Церковь носила название "что на Всполье"; вспольем или спольем обычно назывались незастроенные места рядом с городом, то есть начало полей за городской чертой, где находился выгон для скота. Постройка церкви, посвященной святому Георгию, объясняется тем, что издавна этот святой считался покровителем скотоводства - именно в день его памяти, 23 апреля, обычно выгоняли скот на поле после долгой зимы. Рядом с деревянной Георгиевской в 1657 г. соорудили каменную на дворовом месте, "что был преж сего тот двор боярина Никиты Ивановича Романова". В 1777 г. началась постройка нового здания, иждивением знаменитых в истории екатерининской России братьев Орловых, которое было закончено в 1788 г. Некоторые искусствоведы приписывают проект этой церкви руке архитектора В. И. Баженова. Ее мощный барабан с высоким куполом, увенчанным еще одним барабаном с главкой, господствовал над окружающей низкой застройкой. В 1823 г. возвели изящную колокольню с длинным острым шпилем. В Георгиевской церкви венчался П. И. Чайковский с бывшей своей ученицей Милюковой.
Сломали церковь в 1932 - 1933 гг. и выстроили "Дом радиовещания и звукозаписи" (проект А. Н. Земского и А. Г. Туркенидзе).
На левом углу Вспольного переулка - особняк (№ 1), построенный в 1884 г. для московского городского головы С. А. Тарасова по проекту В. Н. Карнеева. Последним владельцем перед революцией был инженер А. Н. Бакакин. В 1911 г. архитектор А. Э. Эрихсон пристраивает к особняку двухэтажный объем по Вспольному переулку с суховатым сдержанным декором фасада.
Этот особняк пользовался самой мрачной славой в Москве - в нем поселился Лаврентий Берия, сталинский пособник в истреблении всех, не согласных с его режимом. Рассказывали страшные истории об этом особняке... Ныне его занимает посольство Туниса. По переулку за этим особняком в начале XIX в. находилась большая усадьба княгини М. И. Оболенской, позднее разделившаяся на три участка. На первом из них (№ 3) сохранились два дома, построенных в 1817 г. Двухэтажный домик по линии переулка № 9 построен в 1873 г. - в нем на первом этаже была квартира В. И. Немировича-Данченко в 1900 - 1904 гг. Здание в глубине этого же участка построено в 1913 г. для И. И. Миндовской известным архитектором Ф. О. Шехтелем. По этому адресу в 1919 г. располагался Верховный революционный трибунал при ВЦИК, и здесь в 1920 - 1930-х гг. жил советский государственный деятель Н. В. Крыленко, который недолгое время был Верховным главнокомандующим и наркомом по военным делам, потом перешел на юридическое поприще - выступал обвинителем во многих сфальсифицированных процессах, был наркомом юстиции и сам пал жертвой того режима, который он так ревностно защищал.
Деревянный дом (№ 13) построен в 1864 г. купцом второй гильдии В. П. Быковым и через три года надстроен. В нем с 1900 по 1913 г. помещалась редакция журнала "Вопросы философии и психологии", который был призван, по мысли его основателя Н. А. Грота, "насаждать философскую культуру среди русского общества и способствовать тем самым делу создания самостоятельной русской философии". Редакторами его были С. Н. Трубецкой и Л. М. Лопатин.
В переулке за жилыми домами № 17 (1911, архитектор Н. Г. Лазарев) и №19(1912, С. Яковлев; оба эти участка в середине XIX в. принадлежали дочери знаменитого артиста Павла Мочалова Е. П. Мочаловой) стоит любопытное строение (№ 21), выстроенное к 1857 г. Это отголоски московского ампира с его центричностью композиции и колонным портиком, но чувство пропорции уже утеряно, - вглядитесь в преувеличенно высокие полуколонны с пышными композитными капителями, в тяжелый карниз, плоские пятна огромных барельефов.
Здание справа было выстроено в 1902 г. архитектором Ф. Поповым.
В несохранившихся домах в этом переулке жили известный искусствовед и переводчик А. М. Эфрос - интересны его творческие портреты артистов, художников, писателей (№ 7), популярная артистка М. Ф. Андреева, у которой в 1905 г. скрывался Н. Э. Бауман (№ 16), знаменитый геохимик и минералог В. И. Вернадский (№ 17).
В школьном дворе (№ 16) в 1965 г. открыт памятник Наташе Качуевской, ушедшей добровольно на фронт и погибшей в неравном бою с фашистами 20 ноября 1942 г. (скульптор Л. Л. Островская).
В доме № 14 проходили собрания литературного кружка "Никитинские субботники", на которых бывали многие известные писатели, литературоведы, художники, актеры.
Название Спиридоньевского переулка, как и соседней улицы, было дано по церкви св. Спиридона, построенной в 1633 - 1639 гг. патриархом Филаретом в его патриаршей слободе "на Козьем болоте". Посвящение придела святому Спиридону (главный престол в этой церкви - Рождества Богородицы) объяснятся тем, что святой был в юности пастухом, а в слободе, надо думать, разводили коз и иную домашнюю живность. Церковь, как обычно бывало с увеличением прихода, стали переделывать ив 1821 г. пристроили большую трапезную и красивую колокольню. Все было сломано в 1930 г., и на этом месте выстроили в 1932 - 1934 гг. жилой дом (№ 1/24) треста Теплобетон с барельефами, представляющими Технику, Искусство и Науку. В нем жили палеонтолог А. А. Борисяк, зоолог С. А. Зернов, физик Б. М. Вул и другие известные ученые.
Напротив протянулся по переулку почти на 100 м жилой дом (№ 2/22) наркомата путей сообщения, выстроенный в 1933 - 1936 гг. (архитекторы Г. И. Волошинов и Л. М. Поляков). К Спиридоновке выходит высокая башня, предназначенная для установки резервуара с водой.