Высокие дома по Малому Патриаршему переулку обрамляют юго-западную сторону пруда. Из них следует отметить дом № 5 с оригинальными балконными нишами, украшенными росписями (1930-е гг., архитектор В. Н. Владимиров). В нем жил авиаконструктор Н. Н. Поликарпов, которому посвящена мемориальная доска.
Ранее тут стоял небольшой домик, где жила пианистка Е. А. Бекман-Щербина. Ее муж - автор самой известной новогодней детской песенки "В лесу родилась елочка...", написанной для дочери на слова Р. А. Кудашевой. В 1905 г. Бекман-Щербина записала музыку, так как автор "был на тот счет неграмотным", и песенка обрела бессмертие. Автор слов до 1941 г. не знала о том, что ее слова положены на музыку.
Ермолаевский переулок начинается от старинной усадьбы (№ 1), главный трехэтажный дом которой расположен во дворе торцом к линии улицы. Он был построен здесь, возможно, еще в XVIII в. В 1820 - 1830-х гг. усадьба принадлежала князю А. М. Урусову, у которого в 1827 г. часто бывал А. С. Пушкин.
Позднее этот участок перешел в военное ведомство - тут сначала находился 3-й кадетский корпус, а потом штаб гренадерского корпуса, от которого сохранилось здание солдатских казарм (№ 3). Высокие дома по соседству были построены в 1905 г. - №6, архитектор О. Г. Пиотрович, и в 1910 г. - № 2 и 4, архитектор А. Н. Кардо-Сысоев, № 10, архитектор Э. К. Нирнзее. В доме № 10 в 1930-х гг. жил патологоанатом А. И. Абрикосов. В ряду этих домов появился новый (№ 8, 1982 г.), выгодно отличающийся от своих современных собратьев нестандартным обликом. Его авторы - Ю. Соколов, Ю. Милаев, Л. Подрезкова - внимательно отнеслись к непростой задаче сопряжения новой и старой застройки, решив его фасад в формах, напоминающих те, которые применялись в начале нашего века.
Может быть, самое заметное здание из окружающих пруд - это дом (№ 9), о котором известный архитектор Ф. Новиков сказал, что это и есть "проявление ложной монументальности, подлинного мещанства в архитектуре". Он издалека выделяется не в меру крупными колоннами и львами, в прошлом столетии украшавшими чуть ли не каждую усадьбу, дворянскую или ту, которая хотела ею казаться. Однако этот дом построен не в прошлом веке, а в 1944 - 1945 гг. (архитекторы М. М. Дзисько и Н. И. Гайгаров) для генералов. Квартиры там состояли из таких комнат: передняя, холл, гостиная, кабинет, туалетная, коридор, детская, спальня, столовая, передняя перед кухней, комната домработницы, кухня, кладовая, уборная.
Похожая, но значительно более сдержанная обработка фасада, у соседнего дома (№ 13), построенного в 1911 г. архитектором В. А. Величкиным.
Возрождением классических форм в наше время советская архитектура во многом обязана И. В. Жолтовскому, именем которого и был назван этот переулок в 1961 г., возможно, потому, что здесь находилось здание Московского архитектурного общества, организации, объединявшей многих архитекторов нашего города. Проект этого здания был заказан Д. С. Маркову, и оно было построено в 1916 г.
Исконное название переулка произошло от церкви св. Ермолая, "что на Козьем болоте", находившейся на месте небольшого бульвара между домами № 21и № 23, выстроенными в 1950-х гг. Церковь стояла в Патриаршей слободе, а ее придел был освящен в начале XVII в. патриархом Гермогеном в честь святого Ермолая - ведь патриарха в миру звали Ермолаем. В 1682 г. построили каменное здание, которое позднее много раз перестраивалось - так, в 1836 г. возвели новую высокую колокольню, через четыре года - обширную трапезную. Новые строения обрамлены доходными домами, появившимися в начале XX столетия - № 19(1910, архитектор О. Г. Пиотрович), № 25 (1909, архитектор Э. К. Ниризее) с оригинальными ограждениями балконов (в нем в 1910-е гг. жил художник И. И. Нивинский) и № 27 (1908, архитектор О. Г. Пиотрович).
За поворотом улицы - небольшой особняк (№ 28), построенный для себя архитектором Ф. О. Шехтелем. Над входом на золотистом мозаичном фоне выложены цифры "96" (дата строительства особняка) и латинские буквы "5" и "N" (Шехтель Наталья). Особняк составлен как бы из нескольких объемов и островерхими завершениями напоминает образ средневековой крепости-замка. Теперь тут посольство Уругвая.
Ранее Большой Козихинский переулок выходил к Садовому кольцу между домами №21 и23 на Ермолаевском переулке. Теперь же он выходит под аркой новых зданий напротив. В просторечии этот переулок, как и всю местность вокруг, называли Козихой. Произошло название переулка от Патриаршей слободы на Козьем болоте. В прошлом веке Козиха была своеобразным московским "Латинским кварталом", излюбленным местом поселения студентов, сложивших об этих местах шутливую песню:
Есть в широкой Москве
Один шумный квартал,
Что Козихой большой
Называется.
От зари до зари,
Лишь зажгут фонари
Вереницей студенты
Шатаются...
С 1959 по 1992 г. Большой Козихинский переулок назывался улицей Остужева, в честь выдающегося актера Малого театра, жившего в доме № 12 в продолжение почти 50 лет, с 1904 г. до самой кончины. В несохранившемся доме на этом месте в 1822 г. родился поэт и критик А. А. Григорьев.
Улица начинается новыми зданиями - девятиэтажной жилой башней (№ 1/9) и продовольственным магазином. За башней ранее находилось несколько домов (№№ 3, За и 5), которые в 1880 - 1890-х гг. выразительно назывались "Ад", где были квартиры беднейших студентов, живших на грани полной нищеты. Эти дома назывались еще "Чебышевской крепостью", или "Чебышами", по фамилии их владелицы, вдовы поручика Марьи Чебышевой.
Напротив, в доме № 4 (1902, архитектор В. И. Мясников), в 1920-х гг. была квартира биохимика А. И. Опарина, выступившего тогда с новой теорией происхождения жизни на земле. За домами № 6 (1906, И. Г. Кондратенко) и № 8 (1906, О. Г. Пиотрович) в доме № 10 в 1920 - 1930-х гг. жил драматург В. В. Шкваркин, автор весьма популярных в 1930 - 1940-х гг. пьес "Простая девушка", "Чужой ребенок" и др. Это здание, построенное в 1902 г. по проекту Г. Н. Иванова, выделяется оригинальным декором - весь дом покрыт лепным растительным узором и украшен масками, а над окнами второго этажа помещены скульптуры изогнувшейся рыси.
Дом имеет давние революционные традиции - здесь помещалась нелегальная студенческая библиотека, связанная с народовольческим движением.
За Малым Козихинским переулком Большой Козихин-ский превратился, по сути дела, во внутриквартальный проезд. В доме № 23 (1912, архитектор Н. П. Хорошкевич) в 1930-х гг. была квартира историка К. В. Базилевича, в доме № 27 (1911, инженер В. И. Рубанов) в 1910 - 1943 гг. жил художник А. В. Лентулов, в творчестве которого Москва занимала большое место, в 1974 - 1981 гг. - кинорежиссер М. С. Донской. В несохранившихся домах № 24 в 1861 г. квартировал художник А. К. Саврасов, № 25 в 1841 г. - композитор А. Е. Варламов и № 30 в конце 1850-х гг. - зоолог и антрополог А. П. Богданов.
Малый Козихинский переулок начинается от Малой Бронной улицы небольшим трехэтажным домом (№ 1), построенным в 1927 г. для кооператива "Квартирохозяин" по проекту Г. К. Олтаржевского. В нем долгие годы прожил артист и библиофил Н. П. Смирнов-Сокольский. Напротив - здание, выделяющееся белой отделкой на фоне обнаженного красного кирпича. Это было целое направление в архитектуре тех лет (здание выстроено в 1887 г., архитектор А. Захаров), ратовавшее за сохранение естественного цвета и фактуры кирпича. Контрастом к нему может служить соседний дом (№ 4, 1904 г., архитектор С. С. Шуцман), с его сдержанной цветовой гаммой отделки фасада. За Большим Козихинским переулком обращает внимание дом № 12, построенный в 1914 г. по проекту В. Д. Глазова. В нем была квартира адвоката В. Е. Коморского, у которого часто бывал М. А. Булгаков. Здесь в начале 1920-х гг. собирался своего рода литературный клуб, бывали Ю. Олеша, И. Ильф, В. Катаев, здесь в мае 1923 г. московские литераторы встречали приехавшего из Берлина А. Н. Толстого.