В несохранившихся домах в этом переулке жили математик и ботаник В. Я. Цингер (№ 6) в 1860-х гг., и геолог А. П. Павлов (№ 9) в 1880-х гг. На месте, где сейчас четырехэтажный дом № 11, находилась усадьба действительного тайного советника А. В. Алябьева, отца композитора. Возможно, что первый этаж этого дома остался от алябьевской усадьбы начала XIX в.; второй и третий этажи появились в 1885 г., а четвертый - в 1905 г.
Богословский переулок сохранил свое старинное имя, полученное от церкви Иоанна Богослова, здание которой стоит в его начале, у Тверского бульвара. Скромная приходская церковь была построена в Бронной слободе, поселении мастеров-оружейников в 1652 г. (северо-западный придел ее относится к 1694 г., а колокольня - к середине XVIII в.). В приходе этой церкви находился дом, где родились в 1812 г. Александр Герцен и пять лет спустя Наталья Захарьина, его будущая жена. Оба они вспоминали потом во время ссылки Герцена, что и его и, ее крестили в церкви Иоанна Богослова. Церковь закрыли, "учитывая ходатайство Московского камерного театра", в 1933 г., и с тех пор она медленно разрушалась под руководством театральных деятелей, использовавших ее для мастерских. Только героические усилия реставраторов поддерживали ее. В 1992 г. в нее наконец пришли настоящие хозяева, и надо надеяться, что древняя церковь не пропадет. Напротив нее, в доме № 3, перестроенном в 1954 г. из здания 1914 г. (архитектор С. М. Умнов), жили популярные артисты В. О. Топорков и Ф. Г. Раневская.
В приходе той же Богословской церкви в течение многих лет числился дом (№ 7), принадлежавший знаменитому танцмейстеру Петру Иогелю, учившему танцам московских юношей и девушек в продолжение чуть ли не полвека. Четыре поколения москвичей обучались у него, и на его балах встречались прабабушки и правнучки - ученицы Иогеля. На одном из таких балов, предположительно в Колонном зале Благородного собрания, Пушкин впервые увидел Натали Гончарову. Сейчас на месте дома Иогеля выстроены невысокие жилые дома, занявшие почти всю нечетную сторону Богословского переулка и хорошо вписавшиеся в старую историческую застройку. Это работа архитекторов А. Локтева и О. Писковой.
В доме № 10 в 1898 г. жил артист А. А. Остужев. Богословский переулок выводит к Большому Палашевскому переулку. Его название, вероятнее всего, произошло от живших тут мастеров-оружейников, выделывавших палаши - прямые и широкие обоюдоострые сабли. Это предположение подтверждается тем, что рядом, в районе Большой и Малой Бронных улиц, находилась слобода оружейников, изготовлявших броню. Другое объяснение этого названия - здесь якобы жили палачи, основанное на чтении одного из древних документов, где эта местность называлась Старые палачи, - значительно менее вероятно - трудно предположить, что в Москве было целое поселение людей этой "специальности".
В 1927 г. переулку дали имя Южинский после кончины народного артиста республики А. И. Южина-Сумбатова, художественного руководителя и директора Малого театра. С 1892 г. в продолжение 35 лет Южин прожил в доме № 5/1, возведенном в 1882 г. Его квартира находилась на втором этаже, а кабинет - в угловой комнате с эркером.
Осенью 1890 г. здесь поселился В. И. Суриков, проживший в этом доме недолго, до весны следующего года.
Другой корифей Малого театра, А. П. Ленский, также жил в Большом Палашевском переулке - в доме № 3 с 1894-го до самой кончины в 1908 г. Любопытно, что этот переулок был свидетелем детских и юношеских лет актера - Ленский (настоящая фамилия его Вервициотти - он был сыном князя П. И. Гагарина и певицы Ольги Вервициотти) в то время жил в семье актера Малого театра К. Н. Полтавцева (№ 13 - 15).
В угловом с Большим Козихинским переулком доме №2/12 в продолжение долгого времени жил известный библиограф Б. С. Боднарский, издававший журнал "Библиографические известия", редакция которого была также в этом здании. Другой угловой дом, но с Богословским переулком (№ 6/12), построенный в 1897 г. архитектором И. В. Михайловским, памятен тем, что в 1898 - 1902 гг. в нем жил композитор А. Т. Гречанинов.
За домом № 10 (1893, архитектор Н. Д. Бутусов) еще один памятник, связанный с революционным прошлым нашего города. В доме № 12, построенном в 1904 г. архитектором А. А. Никифоровым, в декабре 1905 г. проходили заседания конференции железнодорожников, постановивших начать всероссийскую забастовку на железных дорогах. Последний дом по переулку, № 14/7, выстроен в 1910 г. архитектором А. Н. Кардо-Сысоевым на территории усадьбы князя П. Н. Волконского, в центре которой стояло деревянное здание, и, как было отмечено на плане начала XIX в., там находился "музей древнейших экипажей".
От Большого Палашевского к северу отходит Трехпруд-ный переулок, иногда еще называвшийся Трехпрудковским или просто Три прудка. В начале его, с правой стороны - невидные здания (№ 2), находящиеся на участке, принадлежавшем очень яркому и своеобразному архитектору С. М. Гончарову. Тут жила его дочь художница Наталья Гончарова и ее муж - художник Михаил Ларионов. Здесь же собирались художники, бывали С. Дягилев, А. Лентулов, И. Машков, П. Кончаловский и другие. Тут же, по сведениям справочника "Вся Москва" за 1917 г., был и трактир некой Ананьевой.
Этот переулок - одно из памятных литературных мест Москвы, связанное с биографией Марины Цветаевой. Она родилась в доме (№ 8), построенном к 1838 г. и перешедшем к ее отцу И. В. Цветаеву как приданое его первой жены, дочери историка Д. И. Иловайского. Сам Цветаев, известный искусствовед, основатель Музея изобразительных искусств, прожил здесь до кончины в 1913 г. Дочь его, Анастасия Цветаева, так описывала этот дом: "С улицы... одноэтажный, деревянный, крашенный - сколько помню его, с 1897 года - коричневой краской, с семью высокими окнами, воротами, над которыми склонялся разлатый серебристый тополь, и калиткой с кольцом; нажав его, входили в немощенный, летом зеленый двор, мостки вели к полосатому, красному с белым парадному, - над ним шли антресоли".
Во время первой мировой войны дом передали под лазарет, а в 1926 г. на его месте началось строительство жилого дома для кооператива "Творчество" по проекту М. Е. Приемышева, который в 1948 г. был надстроен, а фасад по новой тогда моде "обогащен" декоративными деталями (архитектор Д. Д. Булгаков). Как пророчески писала Марина Цветаева:
Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды
Грузные, в шесть этажей...
Напротив, на левой стороне, выделяется фасад дома № 9, выстроенного в 1900 г. архитектором Ф. О. Шехтелем для типографии, или, как она тогда называлась, скоропечатни А. А. Левенсона, одной из лучших российских типографий (в ней была напечатана первая книга М. И. Цветаевой). Рабочие ее бастовали осенью 1905 г., а в 1917 г. в этом здании помещалась редакция газеты Московского комитета большевиков "Социал-демократ". Здесь в феврале 1922 г. был проведен сбор первого в советской России пионерского отряда.
В этом переулке много строил один и тот же архитектор - Э. К. Нирнзее, автор одного из самых высоких домов в дореволюционной Москве в Большом Гнездниковском переулке. Им построены жилые здания под №№ 11и13 (1912 - 1913), а также собственный дом № 5/1 (1911), на котором укреплена мемориальная доска в честь ученого-строителя, исследователя и создателя различных бетонов Б. Г. Скрамтаева; тут жили артист С. В. Айдаров, художник М. В. Куприянов.