Старобубновский трактир "...в жизни торговцев Гостиного ряда играл большую роль. Каждый день, исключая воскресные и праздничные, он с раннего утра и до поздней ночи был переполнен купцами, приказчиками, покупателями и мастеровыми. Тут за парой чая происходили торговые сделки на большие суммы". Подвальное отделение трактира получило прозвание "Бубновская дыра": "...помещение "дыры" состояло из большого подвала с низким сводчатым потолком, без окон, перегороженное тонкими деревянными перегородками на маленькие отделения, похожие на пароходные каюты. В каждом таком отделении, освещенном газовым рожком, стоял посередине стол с залитой вином грязной скатертью и кругом его четыре стула. Другой мебели там не было. В этих темных, грязных и душных помещениях ежедневно с самого раннего утра и до поздней ночи происходило непробудное пьянство купцов. Эти "троглодиты" без воздуха и света чувствовали себя там прекрасно, потому что за отсутствием женщин там можно было говорить, петь, ругаться и кричать громко и откровенно о самых интимных и щекотливых предметах... Общая картина "Бубновской дыры" была похожа на филиальное отделение ада, где грешники с диким криком, смехом, а иногда и с пьяными слезами убивали себя алкоголем..."
Позади этого "памятника" старого быта и части ГУМа, выстроенной одновременно с его главным зданием, до XVIII в. находилась Певческая слобода, населенная патриаршими певчими. Там было два переулка - Большой и Малый Певческие, образованные радами двухэтажных каменных домиков. "Это Певчая, то есть, строения, принадлежащие духовному ведомству, и занимаемая певчими. Но здесь мелкая промышленность гнездится до такой степени, что смотря на туземцев Певчей, не понимаете: где могут улечься на ночь все жители этого грязного закоулка? Тут бреют, стригут, шьют, кроят, стучат молотом, варяг, пекут, красят, декатируют, торгуют вином и квасом. Тут целый мир страстей, отношений, занятий", - писал в 1832 г. журнал "Телеграф". Певческая слобода обосновалась на месте митрополичьих огородов, находившихся в этих местах в XVI в., а певчим отданных патриархом Иоакимом в конце XVII в.
Певческие переулки выходили в Богоявленский (по монастырю, расположенному в нем) переулок. В 1930 г. его переименовали в Блюхеровский в честь героя гражданской войны, участника создания Красной Армии маршала В. К. Блюхера, а после того, как его расстреляли по ложному обвинению, назвали переулок Куйбышевским проездом в память умершего до разгула сталинских репрессий видного партийного деятеля В. В. Куйбышева.
В 1865 г. на участках Певческой слободы и соседнего Новгородского подворья (Ильинка, 3) московские предприниматели Азанчевский и Пороховщиков по проекту архитектора А. С. Никитина выстроили Теплые ряды (№ 8) - торговые помещения, которые, к удивлению и восторгу москвичей, отапливались (ранее все лавки в Китай-городе из-за боязни пожаров не имели отопления) и даже освещались, что тоже было новинкой. С Теплыми рядами граничили однотипные с ними здания Богоявленского подворья (№ 6 по Богоявленскому переулку), также предназначенные для торговли и приносившие доход Богоявленскому монастырю.
Его возникновение и история связываются с именем первого московского князя Даниила Александровича, с митрополитом Алексием, который якобы именно здесь был пострижен и проходил послушание, и с его братом Стефаном, бывшим игуменом монастыря.
Недавно на территории монастыря известным археологом Л. А. Беляевым были проведены тщательные исследования, которые позволили ему утверждать, что этот монастырь появился здесь на уже застроенной территории посада во второй половине XIII в. Первые строения монастыря были деревянными, но очень рано - в конце XIV-начале XV в. - здесь появляется каменный собор. Есть даже известия, что его заложил Иван Калита, а "по отшествии его от земных к богу... совершил сию церковь чюдное Богоявление во святой обители сей и их болярин, зовомый именем Протасий", тысяцкий из рода Вельяминовых, происходивших от Кучковичей. Вообще, можно предположить, что первоначально монастырь мог быть тесно связан с усадьбой Вельяминовых здесь.
К концу XVII в. собор отстроили заново. В 1690- 1693 гг. возвели нижнюю церковь, престол которой освятили в честь иконы Казанской Божьей Матери - в ней были похоронены Шереметевы, Долгорукие, Репнины, Ромодановские, Голицыны, Юсуповы, Меншиковы. Там находился некрополь с прекрасными памятниками выдающихся скульпторов. В начале 1696 г. освятили верхнюю Богоявленскую церковь, украшенную в 1704-1705 гг. мастерами, приехавшими в Россию из Тессинского кантона Швейцарии.
Собор Богоявленского монастыря - один из самых ярких образцов московского барокко, с его ярусным построением здания и пышным декоративным убором, где использовались ордерные элементы.
В советское время собор передали под общежитие студентов Горной академии, нижнюю церковь отдали Метрострою, а в послевоенное время там помещался цех металлообработки. Позади собора находятся здания XVIII- XIX вв., монашеские кельи и дом настоятеля.
Первоначально территория монастыря не выходила на Никольскую улицу, и только в 1671 г. княгиня К. И. Репнина пожертвовала земельный участок по улице, находившийся к северу от монастырского и полученный ею "по родству" от дяди ее князя Ю. П. Буйносова-Ростовского. По Никольской улице была выстроена церковь и ограда, и там же стояла часовня Пантелеймоновского монастыря. Она была переведена в новое грандиозное здание на той же Никольской улице, построенное архитектором А. С. Каминским в 1881-1883 гг., а Богоявленский монастырь не остановился перед тем, чтобы снести, несмотря на протесты Археологического общества, старинную церковь и выстроить доходный дом (1905 г., проект Н. Н. Благовещенского).
На противоположной, левой стороне Богоявленского переулка, нет интересных строений с архитектурной точки зрения, но история участка, на котором находится здания под № 1 и 3, довольно интересна. Он составился из нескольких частей, принадлежавших различным владельцам. Одной из них, на углу Богоявленского переулка, в 1626 г. владел князь А. Т. Телятевский, тот самый, который вместе со своим холопом Иваном Болотниковым поднял восстание против царя Василия Шуйского; в XVII-XVIII вв. он принадлежал Салтыковым. Одним из владельцев была известная в русской истории княгиня Наталья Борисовна Долгорукова, урожденная Шереметева, дочь фельдмаршала Бориса Петровича. Она 16 лет вышла замуж за фаворита императора Петра II князя Ивана Алексеевича Долгорукова, но после внезапной смерти Петра, через 3 дня после свадьбы фаворит был сослан в Березов, и молодая жена, несмотря на уговоры родных, последовала за ним. Через восемь лет совместной жизни в ссылке ее мужа увезли и колесовали после жестоких пыток. Она вернулась в Москву и много позже постриглась в монахини киевского монастыря. Жизнь Н. Б. Долгоруковой послужила темой нескольких литературных произведений, а ее "Записки" стали прекрасным образцом исповеди любящей женщины.
Позднее участок здесь перешел к ее сыну М. И. Долгорукому (отцу поэта Ивана Михайловича), потом к В. П. Мусину-Пушкину, вице-президету Военной коллегии, командующему армией в русско-шведскую войну 1788-1789 гг., далее Потемкиным, родственникам знаменитого екатерининского фаворита, и наконец надворному советнику П. А. Кусовникову и его наследникам. Они продали в 1842 г. все владение купцам 1-й гильдии Гавриилу и Алексею Чижовым, владельцам банковской конторы, открывшим здесь через пять лет "подворье", т. е. гостиницу с помещениями для торговли и хранения товаров, которое называлось "Чижовское подворье". В 1844-1854 гг. Чижовы строят существующее здание по периметру участка. Внутри его сохранилось здание Успенской церкви (ее можно увидеть, зайдя во двор со стороны Никольской улицы), выстроенной Салтыковыми в 1691 г. - она была их домовой церковью. Радом с нею находилась другая - во имя Жен Мироносиц, бывшая приходской для Печатного двора, в ней происходило освящение рукописей, перед тем как отдавать их на печатный станок. Эта церковь дожила до начала XIX в., когда ее разобрали, а материал отдали на строительство колокольни соседней Космодамианской церкви.