В советское время тут находилось широко известное учреждение - "Главсевморпуть", на которое было возложено освоение новых и труднодоступных пространств Севера, а также совсем новый тогда "Аэрофлот".
Иконы Симона Ушакова украшают церковь св. Троицы, "что в Никигниках". Так называлась эта местность в XVII в. - по фамилии богатого ярославского купца Григория Никитникова, построившего церковь (1631-1634). По нему же именуется и Никитников переулок. В церкви есть придел, посвященный иконе Грузинской Богоматери, отчего иногда и церковь и переулок (до 1922 г.) назывался Грузинскими. Икона была приобретена в Персии в 1629 г. и поставлена по обету в дальнем северном монастыре. В трудные времена чумы, "морового поветрия", в 1654 г. ее принесли в Москву и поставили в Троицкой церкви в Никитни-ках, потом сняли с нее копию, оставшуюся в церкви.
Церковь стояла рядом с домом самого Никитникова, большой подклет ее использовался как амбар, а в южном приделе была и родовая усыпальница Никитниковых. В нижнем этаже храма в 1904 г. на средства церковного старосты А. В. Александрова был устроен особый придел в память 250-летия избавления от эпидемии и ознаменование посещения церкви в 1900 г. императором Николаем II.
С 1934 г. Троицкая церковь стала филиалом Исторического музея, а в 1991 г. возвращена общине верующих.
Здание церкви - поистине жемчужина русской архитектуры XVII в., вызвавшее множество подражаний и в столице и в провинции. Поставленная на высокий подклет на холме, она была видна издалека, привлекая взгляд необыкновенной живописностью силуэта - устремленный вверх четверик со спаренными колонками и горкой изящных кокошников увенчан пятью главами на высоких барабанах, обработанных колонками и арочным пояском. Основному четверику вторят пирамиды кокошников двух приделов: северного, Никольского, и южного, Никиты Воина, над усыпальницей купцов Никитниковых, а главному объему - парадная шатровая колокольня и небольшой шатер крыльца. Исследователи считают вероятным участие в строительстве мастеров из Ярославля. Разнообразное декоративное оформление фасадов подчеркивается яркой двухцветной окраской. Уютные интерьеры храма покрыты ковром многоцветной росписи, которая была завершена около 1653 г.
В иконостасе есть иконы строгановского письма, многие иконы местного ряда выполнены иконописцами Оружейной палаты. Для этой церкви в 1659 г. Яков Казанец, Симон Ушаков и Гаврила Кондратьев написали икону "Благовещение с акафистом", а иконы "Великий архиерей", "Богоматерь Владимирская" или "Насаждение древа Государства Российского" принадлежат кисти Симона Ушакова.
На рубеже XIX и XX вв. Никитников переулок значительно изменился - напротив церкви Варваринское домостроительное общества в 1898 г. построило деловое здание (№4) по проекту А. В. Иванова, а там, где переулок выходил к Китайгородской стене, на углу со Старой площадью, Московское страховое общество в 1901 г. выстроило большое здание, которое включало в себя гостиницу "Боярский двор" и торговые помещения. Это одно из интересных произведений Ф. О. Шехтеля. Архитектор поставил на здании высокий фигурный аттик, а декор сосредоточил, в основном, на верхних этажах, так как оно ранее почти не было видно из-за стен Китай-города. Оттуда поднималась лишь центральная часть, соответствовавшая крупной башне Китайгородской стены.
Возвратимся опять к Красной площади, к зданию ГУМа. Небольшой переулок, по одной стороне которого протянулось оно, образовался только после его возведения, то есть в 1893 г. Ранее здесь был Ветошный рад торговых рядов, где торговали "ветошью", (так раньше назывались меха). Новый переулок получил такое же название - Ветошный.
Почти вся левая сторона переулка до советского времени была занята подворьями, где останавливались представители монастырей, приезжавшие в Москву по хозяйственным и иным делам. Такие владения монастыри, как правило, сдавали в аренду. Здесь располагались также Китайгородские меблированные комнаты и гостиницы.
Переулок начинается от Никольской улицы с Шевалдышевского подворья (№ 1,3 и 5), получившего название от фамилии купца Т. Д. Шевалдышева, владевшего им в 1788-1803 гг.
В продолжение XVII в. тут находилась усадьба князей Хворостининых, потом Голицыных, а в 1773 г. перешла к генерал-поручику С. М. Ржевскому, у которого в глубине участка находились двухэтажные каменные палаты, которые он в 1776 г. надстраивал третьим этажом. Тогда в помещениях, выходящих на Никольскую, помещались различные лавки и, в том числе, "французские галантерейные" и кондитерские. В газете "Московские ведомости" в апреле 1776 г. можно было прочитать такое объявление: "В доме генерал-майора Степана Матвеевича Ржевского, состоящем на Никольской улице, в правом флигеле, у Кандитера Апре продаются разного рода десерты, плат-филе, сделанные на •горелках, регулярные декорации, бискюи, макароны, разные Французские конфекты, сыроп и всякого рода драже".
В 1873 г. купец С. И. Алексеев (приобретший все владение от Шевалдышевых) строит "для торговых помещений и меблированных комнат" существующее здание (архитектор Н. И. Финисов) с разветвленными дворовыми проходами (по проекту над ними предполагались стеклянные крыши), в которых еще сохранились красивые ажурные металлические лестницы.
В доме, кроме множества разнообразных торговых учреждений, были и съестные заведения и, в том числе, под самой крышей трактир, прозванный купцами из соседних рядов почему-то "Четырьмя компаньонами". Часть дома, выходящая в переулок, стоит на месте бывшего здесь питейного дома "Ветошная истерия". Его обветшавшее здание было продано с торгов только в 1868 г. "Истерия" - это искаженное латинское слово "австерия", появившееся в России при Петре 1 и означавшее трактир, питейный дом, гостиницу. По этому питейному дому переулок одно время назывался Истерийским.
Следующее подворье называлось Пантелеевским, по фамилии владельца; в переулок входят два его здания - № 7, выстроенное в 1873 г. по проекту А. Н. Стратилатова, и № 9 (1878, архитектор Н. Н. Васильев).
Здесь был двор генерала Ивана Дмитриевича Бухольцева, по фамилии которого подворье, здесь находившееся, называлось "Бухольцевым".
Казанское подворье (№ II) было отстроено заново в 1874 г. архитектором А. Н. Стратилатовым. Его здания требуют внимательного исследования, так как, возможно, в их составе еще остались древние части, которые видел историк и знаток Москвы И. М. Снегирев и автор статьи о подворье К. П. Аверин, предполагавший, что именно здесь (а не на Никольской) находился монастырь Николы Старого. Оба они в июне 1836 г. отправились в Китай-город осматривать Казанское подворье: "...там видал я, - пишет в дневнике Снегирев, - здание, по-видимому, XV и XVI в., в два этажа с полуколоннами двойными во втором этаже; а в другом здании, примыкающем к нему, внизу, темницы для монахов". Аверин предполагал, что здесь происходила встреча митрополита Киприана в 1380 г. и здесь игумен Давид постриг в иночество супругу Василия III Соломонию, вынужденную идти в монастырь из-за бесплодия.
Известно, что Казанское подворье было отведено для Греческой школы, где преподавал и жил Софроний Лихуд. Там он, как сообщалось в 1722 г. Синоду, "...сделал на свой счет много каменной пристройки, за которую ему ничего не заплачено". Во дворе сохранились ажурные металлические балконы и лестница.
Так же необходимо исследовать и здание Мещанинова подворья (№ 13). Застройка этого участка в основном сложилась к 1870-м гг., когда архитектор А. Н. Стратилатов строит для купцов Бубновых дошедший до нас дом. Журнал "Зодчий" писал в 1873 г., что первый и второй этажи предполагается отдать под магазины, на верхнем устроить трактир, "состоящий из больших и светлых зал и отдельных комнат, освещенных полукруглыми окнами... Подвальный этаж назначается для торговли чаем и съестными припасами - это, так называемое простонародное отделение трактира".