На соседнем участке по Никольскому переулку - конторское здание (№3), выстроенное в 1891 г. для петербургского купца 1-й гильдии М. А. Александрова архитектором А. В. Ивановым - оно очень похоже на здание того же архитектора для того же владельца, находящееся на углу Старопанского и Большого Черкасского переулков.
На эту же сторону переулка выходит серая масса подсобного строения из комплекса центрального комитета коммунистической партии, построенного в 1970-х гг.; при его постройке передвинули здание, сохранившееся от старинного подворья Боровского Пафнутьева монастыря. В этом подворье, как и во всех монастырских, находилась собственная церковь, освященная во имя преп. Пафнутия Боровского, - она была упразднена в 1837 г. В продолжение XIX и XX вв. подворье использовалось как гостиница - в справочнике 1862 г. говорилось, что в нем насчитывалось 22 номера. Это была одна из многочисленных в Китай-городе гостиниц, носивших здесь, как правило, название "подворий". Это была типично московская особенность - "нечто среднее между гостиницей и меблированными комнатами... Тут съезжается торговый люд, прикативший за товаром с разных концов России... к его (купца - Авт.) услугам сарай для его экипажа и амбар для склада товаров".
Церковь подворья стояла стена в стену с приходской церковью св. Николая "Красный звон" (№7), известной по документам 1561 г., когда летописец отметил строительство ее каменного здания. Главный престол был освящен в честь Рождества Иоанна Предтечи, а придел во имя святого Николая чудотворца. Церковь прозывалась по-разному: "что слывет у Красных колокольниц на Посольской улице", "у хороших колоколы", "что у Красных колоколов", - все эти названия говорят о том, что церковь издавна славилась своим колокольным звоном. Изображение старой церкви сохранилось - оно приведено в издании середины прошлого века "Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества". Трапезная была выстроена значительно позже, а колокольня - начала XVIII в.
У апсид были похоронены вкладчики на эту церковь и приметные прихожане. Тут был и могила окольничьего Алексея Соковнина, брата известных раскольниц Морозовой и Урусовой и противника реформ, известного по замыслу его на жизнь Петра 1. Заговор был открыт. Соковнина арестовали и осудили на смерть - ему отрубили голову на Красной площади. Тело его отвезли в убогий дом, а голову выпросили родственники и похоронили у церкви св. Николая, "что у Красных колоколов".
Много раз церковь горела, обновлялась, перестраивалась, и к середине XIX в. стала и тесна и ветха: необходимо было строить заново. В 1848 г. составили смету, подписанную архитектором А. М. Шестаковым, в 1854 г. одобрили проект и выдали указ о строительстве, а в 1855 г. она была уже построена. Автор ее остался неизвестен - им мог быть либо А. М. Шестаков, либо Н. И. Козловский, которому достоверно принадлежал рисунок иконостаса. Правда, есть сведения о том, что проект церкви, составленный в Москве и посланный для одобрения в Петербург, был там отвергнут и переделан, "...дав фасаду более благовидности" - возможно, что какой-либо петербургский архитектор мог приложить руку к окончательному проекту.
Закрыли храм около 1927 г., он был предназначен к сносу, но каким-то образом уцелел.
Далее здание (№9), построенное фирмой "П. Митрофанов" (торговля сукном) по проекту А. В. Иванова в 1912 г. - интересны керамические цветные вставочки под окнами, оживляющие суховатый фасад его. До постройки этого здания здесь долго сохранялась типичная для Китай-города периметральная застройка - на улицу выходил каменный двухэтажный дом с проездом в центре, а по периметру двора располагались служебные помещения.
На углу с Варваркой - высокий доходный дом под № 11/7, выстроенный в 1891 г. Р. И. Клейном для Варваринского акционерного общества домовладельцев. В советское время его надстроили, и его пропорции были искажены.
Параллельный Никольскому Ипатьевский переулок также перегорожен и, по существу, перестал быть частью сети городских проездов. Из застройки остались лишь здания у его пересечения с большими улицами - Ильинкой и Варваркой.
В начале Ипатьевского переулка у Ильинки - дом № 1/14, составлявший часть обширных владений центрального комитета коммунистической партии. Он был выстроен заново после пожара 1812 г. московским 1-й гильдии купцом Василием Митюшиным - в архиве сохранилось изображение дома, датированное 1813 г. и подписанное архитектором О. И. Бове - двухэтажное протяженное здание с закругленным углом и частым ритмом крупных проемов для лавок на первом этаже. На втором этаже находились квартиры, сдававшиеся внаем. Одна такая квартира, где жил в 1832 г. художник А. С. Ястребилов, привлекла внимание московской полиции - по вечерам в ней регулярно собиралось несколько человек, зажигались свечи, и окна ее тщательно занавешивались. Оказалось, что к нему приходили любители рисования и работали с натуры. Позднее они с разрешения московского генерал-губернатора образовали натурный класс, превратившийся в конце концов в знаменитое училище живописи, ваяния и зодчества.
В конце XIX в. здание было перестроено весьма значительно, когда Московский купеческий банк решил расширить здание и приспособить его для банковских нужд. В 1894 г. архитектор Б. В. Фрейденберг надстраивает его и изменяет фасад.
В Ипатьевский переулок можно зайти с его южного конца, у пересечения с Варваркой. В переулке находится здание (№12), в котором угадываются старинные палаты - то тут, то там видны барочный наличник, окно, прорезанное там, где ему, казалось бы, не должно быть, толстые стены. В Китай-городе, особенно после тотального сноса Зарядья, сохранилось совсем немного старинных гражданских, нецерковных построек, а тут находятся так называемые палаты Симона Ушакова, знаменитого "изографа", иконописца, испытавшего на себе влияние Запада, начавшего в своих произведениях передавать черты живой натуры. Точных данных о том, кем были построены палаты, нет. Возможно, что строителями были купцы, владевшие ими в середине XVII в., а в 1670-х гг. палаты уже имеет С. Ушаков. По исследованиям реставраторов, которым, к сожалению, не удалось довести до конца работы по восстановлению палат, парадный фасад был обращен не на улицу, как обычно, а во двор, где находилось щедро украшенное красное крыльцо.
В 1829 г. в палатах находилось училище, для которого они были значительно перестроены.
Во двор палат в 1968 г. было передвинуто из соседнего Никольского переулка одно из зданий Боровского подворья, выстроенное, возможно, в середине XVII в., надстроенное около 1816 г. и полностью перестроенное во второй половине XIX в.
В Ипатьевском переулке находилась церковь Вознесения Господня с приделом св. мученика Ипатия, по имени которого она была более всего известна. Церковь, здание которой было построено в 1757 г., находилась в подворье знаменитого костромского Ипатьевского монастыря, стоявшего по правой стороне переулка, примерно на его середине. С 1849 г. церковь была отдана для представительства Антиохийской патриархии. Снос церкви начался еще в конце 1940-х гг., но окончательно ее остатки исчезли в 1965 г.
Ипатьевский переулок выходит на Варварку солидным доходным домом (№ 9), выстроенным архитектором А. В. Ивановым в 1896 г. для известных текстильных фабрикантов Морозовых - той ветви богатой семьи, которая владела Тверской мануфактурой. Буквы "ТМ", что и обозначает "Тверская мануфактура", до сих пор видны над главным входом в здание.