В небольшом Пятницком переулке с левой стороны стоит трехэтажный дом (№ 3) с красной звездой и серпом и молотом, изображенными на третьем этаже. Там же видна и дата "1927". Так отметили жильцы, образовавшие кооператив, возведение третьего этажа дома, построенного в 1878 г. (архитектор Н. Н. Васильев). Пятницкий переулок до революции был тупиковым - он упирался в здание церкви Параскевы Пятницы, стоявшей примерно на месте станции метро "Новокузнецкая".
От нее переулок и получил свое название. Церкви Параскевы Пятницы в старину ставились обычно на месте торга, и здесь был "ленивый" небольшой Торжок. (Любопытно, что своеобразным отголоском давно прошедших времен явился современный маленький и тоже "ленивый" Пятницкий рынок, для которого в 1996 г. начали строить современное торговое здание по проекту архитектурной мастерской Л. Казаковой).
Здание церкви Параскевы было выдающимся произведением архитектуры. Как писал в прошлом веке автор книги "Седая старина Москвы" И. К. Кондратьев, "архитектура храма величественна, внутри храм отличается своим благолепием, иконостас хорош, многие образа украшены богатыми ризами... В храме чудотворная икона вмч. Параскевы, которая бывает носима в Кремлевских ходах".
Известна Пятницкая церковь была еще с середины XVI в., каменное ее здание построено купцами Журавлевыми в 1739 - 1744 гг., а трапезная с колокольней окончены в 1746 - 1748 гг. И. Э. Грабарь предполагал, что архитектором ее был И. Ф. Мичурин, и отмечал сходство церковной колокольни с нижними ярусами колокольни Троице-Сергиевой лавры. Он же писал о том, что церковь Варсонофьевского монастыря вдохновила архитектора церкви Параскевы Пятницы, заимствовавшего построение двух ее венчающих восьмериков. "Необыкновенно своеобразны были и наличники трех алтарных полукружий", отмечал Грабарь. Очень красива была уникальная ограда церкви.
Церковь была снесена в 1934 г. (ее резной барочный иконостас поставили в Смоленской церкви Троице-Сергиевой лавры) и примерно на ее месте через десять лет выстроили неудобный и тесный вестибюль станции метро "Новокузнецкая". Все это делалось для того, чтобы проложить в Замоскворечье Бульварное кольцо. Предполагавшуюся его трассу отмечает скошенный угол здания Государственного комитета по телевидению и радиовещанию.
Сюда же выходит Руновский переулок, соединяющий Б. Татарскую улицу с Озерковской набережной, названной так, по всей вероятности, из-за небольших озер у москворецкого русла. Этим же озерцам обязан названием и Озерковский переулок. Почти весь квартал между этими двумя переулками занимают здания бывшего чугунолитейного и механического завода товарищества "Добровы и Набгольц". Основанный в 1864 г., он был одним из самых крупных московских заводов, производивший турбины, паровые машины, ткацкие станки, мельничное оборудование. В 1900 г. на нем работало более полутора тысяч рабочих. В советское время - это насосный завод, на котором, в частности, делались насосы для атомных кораблей.
Следующий большой квартал расположен между Озерковским и Большим Татарским переулками. Его название напоминает о большой слободе, где жили переселенцы из поволжских татарских княжеств. Об этой же слободе говорит и название Большой Татарской улицы, в советское время называвшейся улицей Землячки (по псевдониму Розалии Самойловой, активной коммунистки, которая никак не была связана с этой улицей).
В этих местах сохранились еще памятники, напоминающие о когда-то преобладающем татарском населении этого района. На Большой Татарской улице в 1993 г. восстановили здание московской мечети (№ 28) на средства, которые пожертвовал, как написано на доске, помещенной на стене, "один из благородных и достойных граждан Королевства Саудовской Аравии шейх Ибрагим Аль Анкари". В Малом Татарском переулке находится исламский культурный центр и медресе (дом № 5). Напротив же - здание (№ 8), в декоре которого использованы мотивы восточной архитектуры, а над первым этажом помещен фриз с трудно читаемой надписью из искусно переплетенных арабских и кириллических букв.
Это о нем в 1913 г. сообщала газета "Голос Москвы": "Мусульманская колония в Москве приступила к постройке собственного здания для школы. Постройка производится на земле и на средства известного нефтепромышленника Шамси Ассадулаева, пожертвовавшего около 500 000 рублей. Здание школы будет четырехэтажным с громадным концертным залом для мусульманских спектаклей и собраний". Закончено здание было в ноябре 1914 г. (проект инженера В. И. Краузе), там помещалась школа, класс лепки, актовый зал. В советское время тут находился центральный татарский клуб, библиотека тюркских народов, татарский драматический театр, детский дом. После войны о декларированной "дружбе народов" подзабыли, и тут расположились учреждения Министерства иностранных дел (в частности, курсы иностранных языков).
Невдалеке находилась еще одна слобода, ремесленная. Здесь жили мастера монетного дела, и вся местность называлась Монетчиками. Тут - целых шесть Монетчиковских переулков. Первые пять не меняли своего названия, а последний, шестой, назывался Словущенским, по церкви Воскресения Словущего. В центре слободы находилась деревянная церковь, перестроенная в камне в 1750 г. Она стояла на углу 5-го и 6-го Монетчиковских переулков на месте площадки перед школьным зданием (№ 7), а на 5-й Монетчиковский выходила ее великолепная колокольня в стиле барокко, построенная в 1750 - 60-х гг. Еще сохранилась церковная ограда и здание богадельни (№ 9). Рядом (№ 11) - красивый особняк с пилястровым портиком, замковыми камнями над окнами первого этажа и рустом. В нем теперь помещается станция скорой помощи, а построен он был в начале XIX в., возможно, торопецким купцом Дмитрием Аксеновым и перестроен в 1838 г.
В приходе Воскресенской церкви жила семья будущего драматурга А. Н. Островского. Его отец, преуспевающий юрист, покупает в здешних местах собственный дом в 1825 г. и перебирается сюда с Малой Ордынки, где он жил внаемной квартире. В доме "в Монетчиках" (он находился на Пятницкой ул.) А. Н. Островский провел восемь лет, и тут же будущий "Колумб Замоскворечья" получил первые сознательные впечатления.
На углу 5-го Монетчиковского переулка и Новокузнецкой улицы высится внушительный краснокирпичный храм с мощным куполом - это старообрядческая Покровская церковь, освященная в октябре 1910 г. (проект архитектора В. П. Десятова). В самом же переулке интересен уютный деревянный особнячок с мезонином в три окна, построенный в конце 1816 г. титулярной советницей Е. Н. Драгуновой (№ 5). Этот дом - из немногих сохранившихся в Москве образцов послепожарного ампирного строительства.
В 6-м Монетчиковском переулке два нижних этажа трехэтажного дома (№ 19) относятся, возможно, ко времени еще до пожара 1812 г. Интересный образец архитектурной практики сравнительно недавнего времени находится в 3-м Монетчиковском переулке. В конце XIX - начале XX в. городские власти строили ночлежки, богадельни, дома бесплатных и дешевых квартир, стараясь таким образом залечить язвы города. Тогда архитекторы, экспериментируя, искали образ новых общественных зданий, и здесь архитектор К. К. Гиппиус в 1904 - 1906 гг. строит здание (№ 4 - 6) для Пятницкого попечительства о бедных, в котором помещались спальни, мастерские, классные комнаты и домовая церковь св. Константина и Елены.