На этом же участке, но уже по Лебяжьему переулку, в 1903 г. построили доходный жилой дом (№ 8) по проекту А. М. Калмыкова. Лебяжий переулок,
Да и не переулок даже,
А так, проулок в сто шагов, -
Без лебедей и берегов.., -
как писал о нем поэт А. Межиров, после постройки нового Большого Каменного моста стал еще короче, чем был когда-то, и превратился во внутриквартальный проезд.
По его четной, северной стороне в экспликации на так называемом Мичуринском плане Москвы 1739 г. в графе "Публичные и другие знатные строения" обозначен "Дом блаженной памяти Государыни Царевны Екатерины Иоанновны", дочери брата Петра 1 Ивана Алексеевича.
Она получила его после падения Александра Меншикова, не удержавшегося в борьбе за власть - он был сослан, а все его имущество конфисковано. В числе многочисленных владений его был и дом у Боровицких ворот, который в октябре 1727 г. царевна Екатерина Ивановна просила отдать ей "на время".
Большая усадьба царевны Екатерины позднее разделилась на несколько участков, плотно застроенных во второй половине XIX в. Из старых, XVIII века, зданий остался лишь дом №4, но и он в 1907 г. был капитально перестроен.
Другую, четную сторону Лебяжьего переулка занимала обширная усадьба, принадлежавшая в 1740-х гг. сержанту Преображенского полка Н. Зотову, внуку знаменитого петровского "князь-папы", который имел в этих местах дом еще в 1716 г. Внук, возможно, и построил главный дом усадьбы, стоящий уже на набережной, - сейчас там Российская книжная палата (№ 9). В 1805 г. усадьбу купил у кригс-комиссарши Д. А. Шатиловой отец композитора, сенатор А. В. Алябьев, который тогда же просил позволения у Управы благочиния сделать к главному дому пристройки справа и слева, а спереди - портик с колоннами. Усадьба много раз переходила из рук в руки, пока в 1890-х гг. в ней не обосновался "водочный завод вдовы М. А. Поповой". Он упоминается в хронике боев октября 1917 г. - на крыше завода были установлены пулеметы юнкеров, охранявших подходы к Кремлю.
На углу Лебяжьего переулка с Ленивкой архитектор С. С. Эйбушитц в 1889 г. построил помпезно украшенный дом. По Кремлевской набережной в нем находились жилые квартиры, на Ленивку выходили склады, а по Лебяжьему переулку располагался водочный завод.
Во дворе этого же владения в 1913 г. были построены "синематограф и театр миниатюр" владельца П. Г. Солодовникова (архитектор С. М. Гончаров). Несколько измененный фасад синематографа, открытого в октябре того же года, выходит на Кремлевскую набережную.
Летом 1918 г. здесь находился так называемый "Театр Народа", в котором ставились спектакли-митинги, т. е. во время театрального действия одновременно проходил и митинг на заданную тему: "митинг введен в пьесу", как объявлялось в газете. В конце 1918 г. в продолжение одного сезона в "Театре Народа" работал Е. Б. Вахтангов.
Тем же архитектором после пожара в 1913 г. были перестроены в жилой дом служебные здания в Лебяжьем переулке. Ординарные фасады его оживлены яркими керамическими панно под карнизом. На двух из них изображена одна и та же батальная сцена с подписью: "Сшиблись вдруг ладьи с ладьями, и пошла меж ними сеча, брызжут искры, кровь струится, треск и вопль в бою сомкнутом". Это строки из баллады А. К. Толстого "Боривой", где повествуется о крестовом походе немецких князей и викингов Свена и Кнута, предпринятом с благословения папы римского Евгения III против балтийских славян. Боривой - вымышленное имя славянского вождя, нанесшего сокрушительное поражение крестоносцам в решительной битве.
И под всеми парусами
Он ударил им навстречу:
Сшиблись вдруг ладьи с ладьями -
И пошла меж ними сеча.
То взлетая над волнами,
То спускаяся в пучины,
Бок о бок сцепясь баграми,
С криком режутся дружины;
Брызжут искры, кровь струится,
Треск и вопль в бою сомкнутом,
До заката битва длится, -
Не сдаются Свен со Кнутом.
Очень возможно, что эти яркие майолики с таким необычным текстом были установлены после окончания строительства, уже во время ожесточенных сражений с немецкими войсками в первой мировой войне. Появление патриотических строк А. К. Толстого на московском здании выглядело тогда вполне уместным, тем более что поражение немецкие рыцари испытали в 1147 г., в том самом году, когда впервые была упомянута в летописи будущая столица Русского государства. Авторство майолик неизвестно, возможно, что они вышли из мамонтовской мастерской "Абрамцево".
К северо-западу от Волхонки к Знаменке идут, круто изгибаясь, два переулка. Их названия - Большой и Малый Знаменские - произошли от церкви Знамения Пресвятой Богородицы, стоявшей на улице Знаменке. С 1939 г. переулок был назван улицей Грицевец (почему-то именно в именительном падеже). Летчик С. И. Грицевец принимал участие в гражданской войне в Испании, в боях при Халкин-Голе: за обе кампании он был дважды награжден званием Героя Советского Союза.
Большой Знаменский переулок начинается от Волхонки зданиями (№ 1 и 2), когда-то принадлежавшими старинной 1-й московской гимназии.
Ее основное здание (№ 2/16) имеет долгую и сложную историю. Известно, что в 1722 г. княгиня А. Г. Волконская продала вице-губернатору П. Е. Ладыженскому этот участок; на плане, снятом через тридцать лет (тогда он принадлежал коллежскому советнику И. П. Ладыженскому), на нем показаны каменные палаты с планом сложной уступчатой формы примерно на месте современного здания. Двор этот был дан дочери Ладыженского в приданое при ее выходе замуж за князя Василия Сергеевича Долгорукова.
Во время приезда в Москву императрицы Екатерины II в 1775 г. на празднование заключения Кучук-Кайнарджийского мира с Турцией, все окружающие дома были либо сняты, либо куплены в казну для размещения многочисленного двора (тогда Кремлевский дворец перестраивался Баженовым, а Головинский дворец незадолго перед тем сгорел). Так был приобретен и дом на углу Большого Знаменского переулка, в котором поместился цесаревич Павел. В том же году Екатерина пожаловала дом генерал-фельдмаршалу П. А. Румянцеву-Задунайскому, который после пожара, происшедшего через 13 лет, продал его. В конце XVIII в. дом, принадлежавший тогда бригадиру Ф. А. Лопухину, предназначался под казармы, а в начале XIX в. переделывался для "приему азиатских посланников". В 1804 г. был продан университету для "главного народного училища", и его опять переделывали (в этом участвовал М. Ф. Казаков); в 1810 г. дом сгорел, и стоял неотделанным, в 1812 г. он опять сгорел, и только в мае 1819 г. нем открылась губернская гимназия, ставшая 1-й московской.
Одно время директором гимназии был М. А. Окулов, женатый на сестре Павла Воиновича Нащокина, и А. С. Пушкин, вероятно, бывал здесь у Орлова, который по отзывам, "...для какого-нибудь Дюма, Бальзака или Сю мог бы заменить рудник калифорнийский по своему неистощимому запасу анекдотов, комедий, трагедий, романов и повестей".
В этой гимназии преподавали известные ученые Н. С. Тихонравов, А. А. Григорьев, А. А. Крубер, Я. И. Вейнберг, а список учеников блистает именами А. Н. Островского, М. П. Погодина, С. М. Соловьева, П. А. Кропоткина, Н. А. Умова, В. Ф. Снегирева, В. Я. Цингера, П. Н. Милюкова, Н. И. Бухарина, И. И. Артоболевского, И. Г. Эренбурга, К. Н. Игумнова и других известных деятелей. На сцене гимназического театра впервые выступил будущий известный артист Малого театра Н. И. Музиль. В актовом зале 1-й гимназии была выставлена картина Иванова "Явление Христа народу". В 1872 г. в здании гимназии открылись Высшие женские курсы.