В училище Мазинга во время 1905 г. неоднократно проходили массовые собрания участников революционных событий, а в период Декабрьского восстания студенты-медики устроили перевязочный пункт. В советское время тут помещается средняя школа (одно время она называлась "опытной школой имени Л. Б. Каменева"), а жилые дома перешли к "жилтовариществу научных деятелей". Тут в 1920-х гг. жили известные ученые-теплотехники Н. Р. Брилинг и Е. К. Мазинг, в 1920 - 1930-х гг. - специалист в области строительных конструкций В. М. Келдыш, в 1930-х гг. - артист М. Ф. Астангов.
Крошечный, уже покосившийся и вросший в землю дом (№ 9), приютившийся рядом со школой - образец рядовой застройки Москвы по типовым проектам после пожара 1812 г., которых со временем становится все меньше и меньше.
Левая сторона заканчивается зданиями Академической библиотеки по естественным наукам. Застройка всего участка, на котором все дома сгорели в пожар 1812 г., началась только в середине XIX в. Угол со Знаменкой был занят в 1899 - 1900 г. особняком, построенным архитектором К. Ф. Буровым для купца Н. Б. Пономарева. После того, как весь участок перешел к текстильному фабриканту Г. М. Арафелову, он заказал перестроить для себя старое здание по переулку. Герб нувориша, в подражание старинным дворянским, красуется на фронтоне этого здания (1913 г. архитектор А. Г. Измиров). Торец одной из служебных построек во дворе, обращенный к Знаменке, имеет оригинальное оформление - в обрамлении колонн помещена львиная маска, перед ним небольшой бассейн, а поверху надпись: "Architectur". Что означает эта причуда домовладельца?
На четной стороне переулка высится самый большой дом в нем (№ 8), построенный в 1913 г. архитектором В. Е. Дубовским. Этот солидный, добротный жилой дом любопытен отделкой вестибюля, выполненной художником И. И. Нивинским. В потолочных нишах и на стенах - росписи, справа и слева от входа - фигуры атлантов, над дверьми квартир - небольшие барельефы. В 1919 - 1920 гг. здесь находилось московское отделение издательства "Всемирная литература", возглавлявшееся В. Ф. Ходасевич. В 1920-х гг. в этом доме жили знаменитая участница народовольческого движения В. Н. Фигнер, историк С. К. Богоявленский, литературоведы Н. К. Гудзий и В. М. Фриче. В первой половине XIX в. тут находился дом, принадлежавший архитектору И. Т. Таманскому, активно работавшему по восстановлению Москвы после наполеоновского нашествия. Здесь жили певец А. О. Бантышев, строитель московского водопровода инженер А. И. Дельвиг, медик А. Д. Булыгинский.
В небольшом домике (№ 10), выстроенном в 1840 г., в 1919 - 1921 гг. квартировал Л. В. Собинов.
Строение на самом углу с улицей Знаменка (№ 12/9) находится на территории большой усадьбы князя Бориса Прозоровского (возможно, что ранее здесь была усадьба Шуйских, перешедшая впоследствии к князьям Прозоровским), который чудом остался жив, когда Степан Разин захватил Астрахань, где его отец был воеводой. Отца убили, а сына подвесили за ноги. Оставшись хромым, он всю жизнь провел на казенной службе, заведовал Оружейной палатой; по духовной он оставил все свое имущество в полное распоряжение Екатерины 1, прося оставить только некую часть на помин души и на обеспечение его вдовы (он лишил наследства свою единственную наследницу княгиню Анастасию Голицыну из-за ее участия в деле царевича Алексея).
Дом Прозоровского использовался как посольский - так, в 1722 г. там останавливался турецкий посланник, а в 1744 г. Сенат рассматривал вопрос об отпуске денег на "разные в том доме уборы и другие потребности для английского посла лорда Тираулии".
В 1727 г. дом был передан Верховным тайным советом, правившим страной в царствование молодого императора Петра II, графу Павлу Ягужинскому. Бывший денщик царя Петра Великого, сын бедного органиста, он славился тонким умом, начитанностью и даром слова, пользовался доверием царя Петра, назначившего его генерал-прокурором Сената - "сей чин, яко око наше и стряпчий о делах государственных должен во всем верно поступать".
После П. И. Ягужинского, умершего в 1736 г., этот участок перешел к его сыну Сергею, по отзывам современников, беспутному расточителю, промотавшему отцово состояние на развлечения, игры, театры. "В ряду театров вельмож Екатерининского времени, - рассказывал историк М. И. Пыляев, - отличался своей царской роскошью при постановке пьес театр графа С. П. Ягужинского, у него в числе крепостных актеров был Михаил Матинский, личность крайне талантливая, с глубокими познаниями в науках; он, помимо таланта актера, обладал качествами музыканта и композитора. Опера его „Санкт-Петербургский гостиный двор" долго не сходила со сцены и имела три издания".
С. П. Ягужинский разорился и впал в нужду (в "Московских ведомостях" в 1767 г. объявлялось о сдаче внаем и дома на углу Знаменки и его загородной усадьбы за Калужскими воротами); на нем (он умер в 1806 г.) пресекся род Ягужинских. После пожара 1812 г. "пустопорожняя земля" была куплена соседним владельцем, купцом М. П. Головкиным, а от него перешла к гвардии прапорщику В. М. Коноплину, для которого в 1828 г., возможно, по проекту архитектора Е. Д. Тюрина (сын этого Коноплина служил советником в Комиссии для строений в Москве, где также служил и Тюрин) был построено трехэтажное здание по красной линии Знаменки. Тут находились меблированные комнаты Е. П. Ивановой, родственницы Ф. М. Достоевского, который, желая поддержать ее, почти всегда останавливался в свои приезды из Петербурга в ее меблированных комнатах. В 1899 г. здание надстроили четвертым этажом, и тогда оно получило нынешний скучный фасад.
Два Знаменских переулка, параллельных друг другу, пересекает под прямым углом Колымажный переулок, идущий от Волхонки до Гоголевского бульвара. В XVII в. часть переулка, ближайшая к бульвару, называлась Лукинским - по церкви св. Евангелиста Луки, находившейся примерно на месте здания Министерства обороны, а другая часть переулка, ближе к Волхонке называлась Колымажным - по Колымажному двору, где сейчас музей. Весь же переулок до 1962 г. носил название Антипьевского (по церкви), а в 1962 - 1992 гг. его назвали улицей маршала Шапошникова, военного теоретика и практика, долгие годы бывшего начальником Генерального штаба советской армии. В 1992 г., в процессе восстановления нашей истории, улица опять стала привычным переулком, но теперь ему дано старинное имя - Колымажный.
Церковь, здание которой стоит на углу с Малым Знаменским переулком, освящена в честь священномученика Антипия, епископа Пергамского, который славился исцелениями (особенно он был популярен среди страждущих зубной болью). Время построения этой церкви неизвестно, но, вероятно, она появилась здесь после "великого пожара" 1547 г., когда сюда перевели великокняжеские конюшни, ранее находившиеся в Кремле. Церковь называлась "что у государевых больших конюшен, "на Ленивом Торжку у старых конюшен" или "что в Чертолье".
Церковь была исследована и отреставрирована архитектором Л. А. Давидом, который обнаружил в ее составе уникальное сооружение, о котором ранее ничего не было известно. Центральное ядро церковного строения, как оказалось, составляет здание с двумя, что было чрезвычайно редко, апсидами. С южной стороны находился Никольский придел, впервые пристроенный в XVII в. вместо галереи, опоясывавшей церковь, и замененный ныне существующим в 1739 - 1741 гг. по прошению князя С. А. Голицына (он в 1755 г. был московским губернатором). С северной стороны - придел св. Иоанна Предтечи, который, как и трапезная с колокольней, был выстроен в 1798 г.