В советское время в здании поместился Университет трудящихся Востока - организация, готовившая кадры для проведения пропагандистской работы, потом Лесотехнический институт и несколько институтов "красной профессуры" - мирового хозяйства и мировой политики, экономики, и впоследствии различные учреждения, и в том числе, министерство лесной промышленности.
На другой стороне Большого Знаменского переулка здание (№ 1/18) также связано с 1-й московской мужской гимназии - оно было приобретено для нее в декабре 1831 г. В основе своей это здание, возможно, второй половины XVIII в. - на плане усадьбы гвардии прапорщика П. П. Дохтурова 1758 г. на его месте показаны каменные палаты. В 1760 - 1790-х гг. усадьба принадлежала князьям Волконским, при которых, возможно, и был возведен существующий дом. От них усадьба в 1798 г. перешла к статской советнице А. И. Ушаковой, ив 1814 г. наследник продал ее Елизавете Михайловне Ермоловой, жене бывшего екатерининского фаворита. В 1817 - 1818 гг. этот дом снимал И. А. Яковлев, отец Александра Герцена.
Уже в 1880-х гг. к старому зданию был пристроен двухэтажный корпус на углу с Пречистенским бульваром, где помещались учреждения Московского учебного округа.
В советское время в старинном доме находились РАНИОН, т. е. ассоциация научных институтов общественных наук, ЦК Всероссийского Пролеткульта, в продолжение многих лет редакция уникального научного издания "Литературное наследство", а теперь Академический институт русского языка.
По левой стороне Большого Знаменского переулка тянутся строения, расположенные на участках, которые выходят к Гоголевскому бульвару. Из них можно отметить бывшее убежище для бедных (№ 5, 1854 г.), принадлежавшее церкви Ржевской богоматери, которая находилась на месте здания (№ 9), построенного в 1930 г.
Дом № 13 состоит из двух разновременных частей. Левая построена после 1812 г. (здесь характерны ампирные воротные столбы с полукруглыми нишами), а правая - в 1852 г. С 1926 по 1938 г. в нем жил известный композитор В. Я. Шебалин. Здесь у него обычно останавливался в свои приезды в Москву его близкий друг Д. Д. Шостакович.
В прошлом места эти отличались обилием церквей. Так, на участке дома № 15 еще до 1793 г. стояла церковь Пятницы, "что на Нарышкином дворе" - по находившейся рядом большой усадьбе Нарышкиных (Гоголевский, бывш. Пречистенский бульв., 10). На месте разобранной церкви долгое время был пустырь, застроенный только в 1832 г. Фасад дома получил свой современный вид, вероятно, в 1886 г., когда к нему с правой стороны пристроили объем с лестницей. В этом доме в 1845 г. жил литературный критик, философ, один из основоположников славянофильства И. В. Киреевский.
Двухэтажное, с небольшим мезонином здание рядом (№ 17) напоминает о его владельце, славном партизане, герое Отечественной войны 1812 г. генерал-майоре Денисе Давыдове. Выйдя в отставку, он в 1823 г. поселяется в Москве и живет внаемных домах. Только в начале 1826 г. Давыдов покупает на имя жены этот небольшой дом в Большом Знаменском переулке и живет в нем до 1830 г. - в исповедных ведомостях регулярно записываются живущими в собственном доме "генерал-майор Дионисий Васильевич Давыдов, его жена Софья Николаевна и дети Василий, Николай, Дионисий и Ахиллий". Можно предположить, что здесь Дениса Давыдова посещал А. С. Пушкин. Давыдовы продали этот дом в 1833 г., но переехали отсюда тремя годами ранее - они опять стали снимать дома, а в 1835 г. купили великолепный дом-дворец на Пречистенке, 17.
Правая сторона улицы - длинный ряд служебных помещений бывшей 1-й московской гимназии (№ 2) и выходящих сюда строений соседних участков. Однообразные двухэтажные здания прерываются только доходным жилым домом (№ 4), построенным в 1908 г. (архитектор А. Ф. Мейснер). На его месте до 1774 г. стояла церковь Николы, "что в Турыгине" - так тогда называлась окружающая местность. В современном доме перед большевистским переворотом жил профессор Московского университета Ю. В. Готье, перу которого принадлежит более 180 работ по различным вопросам истории России. В 1930-х гг. тут была квартира композитора Ф. Ф. Кенемана. Он долгое время преподавал в Московской консерватории, написал гимн на открытие ее Большого зала, многие годы был аккомпаниатором Ф. И. Шаляпина.
За перекрестком внимание привлекает изящный небольшой дом (№ 8), стоящий в глубине асфальтированной площадки, которая возникла после сноса ветхих строений, прилегавших к Знаменской церкви (№ 10/17). Дом этот показан на плане еще 1752 г. - он принадлежал тогда ротмистру князю Николаю Шаховскому, в 1776 г. - поручице Н. А. Пассек, которая сдавала его Военной и Провиантской конторам. В конце XVIII в. владельцем дома был богатый пензенский помещик, прадед М. Ю. Лермонтова, А. Е. Столыпин - его дом был, как писал П. А. Вяземский, "сборным местом увеселений и драматических зрелищ", а труппа крепостных актеров славилась в Москве. Он продал ее императорскому театру за 30 тысяч рублей, после чего артисты смогли увидеть на афише перед своими фамилиями желанную букву "г", что означало "господин" или "госпожа", означавшую, что бывшие крепостные стали свободными людьми.
В 1805 г. усадьбу приобрел князь В. А. Хованский, который через три года уже продал ее. Причиной столь скорой продажи послужило происшествие, которое показалось ему знаменательным: когда умер его сосед, князь А. И. Вяземский (отец поэта), священник приехал на отпевание по ошибке в дом Хованского и, увидев, что хозяин жив, сказал ему: "Как я рад, князь, что встречаю вас; а я думал, что приглашен в дом ваш для печального обряда". Суеверный Хованский поспешил продать дом. Его приобрел князь И. Н. Трубецкой. Возможно, что Пушкин в молодости посещал этот дом; он был знаком с сыном хозяина, Николаем Трубецким, прозванным "le naine jeune" (т. е. желтый карлик), которому посвятил одно из юношеских стихотворений. В доме была большая библиотека, где, в частности, хранился один раритет, о котором рассказал друг Пушкина С. А. Соболевский: "В знак особого ко мне расположения Пушкин напечатал один экземпляр своей поэмы „Цыгане" на пергаменте и преподнес его мне; впоследствии я отдал этот экземпляр князю Николаю Ивановичу Трубецкому".
В 1850-х гг. здесь жил известный врач, директор университетской клиники А. И. Овер.
В 1882 г. старинный дом приобрел за 160 тысяч (тогда это считалось недорого) купец И. В. Щукин, а после рождения в январе 1886 г. долгожданного внука он подарил особняк своему сыну Сергею Ивановичу.
С. И. Щукин интересовался импрессионистами, и это в то время, когда их произведения встречались во Франции полным непониманием и насмешками. О коллекции Щукина известный искусствовед Я. А. Тугенхольд сказал, что "Россия, снежная Москва, может гордиться тем, что дала бережный приют этим экзотическим цветам вечного лета, которых не сумела подобрать их официальная родина - Франция. В этом московском убежище не только самое большое собрание гогеновских картин, но, может быть, и наилучшее по своему выбору". В щукинской коллекции находились картины Моне, Гогена, Пикассо, Руссо, Матисса. Последний, приехав в Москву в 1911 г., сам развешивал свои картины в этом доме. Галерея Щукина производила на современников необычайное впечатление.
С. И. Щукин устраивал у себя музыкальные собрания, на которых лучшие московские музыканты исполняли произведения С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, А. Н. Скрябина.
Щукинский дом в 1913 г. перестраивал Л. Н. Кекушев - он сделал пристройку слева, ему принадлежат также и интерьеры.
В 1918 г. галерея была объявлена государственной собственностью и стала называться "1-м музеем новой западной живописи". Когда в середине 1920-х гг. спросили оказавшегося в эмиграции С. И. Щукина, собирается ли он требовать свои картины из СССР, то он ответил: "Вы знаете, я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны остаться там".