В 1929 г. бывшая Щукинская галерея была переведена в дом №21 на Пречистенке, а здесь, в Большом Знаменском переулке, поместился музей фарфора и позднее - музей К. Маркса и Ф. Энгельса.
С тех пор бывший барский и купеческий особняк, полный артистических воспоминаний, оккупировали военные, и совсем недавно прохожим запрещалось даже останавливаться около него.
Сейчас на месте, где до 1931 г. находилась церковь Знамения, ничего нет - ее снесли для того, чтобы еще один храм не мозолил глаза московским властям. Она стояла почти на линии улицы, правее дома № 15 по улице Знаменке (любопытно, что на его воротах сохранились инициалы бывшего владельца "С" и "Г" - князя Сергея Голицына).
Время строительства церкви неизвестно, первое упоминание о ней содержалось в надписи на одном из колоколов: "1600 года, марта 20 дня. Сей колокол церкви Знамения Пресвятой Богородицы вылит подаянием приходских людей, а перелит 1757 Декабря 7 дня". Но, конечно, церковь стояла здесь и ранее - ведь Знаменка была одной из самых старых улиц города, по которой проходила дорога, часть торгового пути из Новгородской земли в приокские города.
Возможно, что и само строительство церкви, от которой произошло название улицы, посвященной празднику, имевшему новгородское происхождение, имеет особое значение. При осаде Новгорода в 1170 г. войсками князя Мстислава Андреевича город спасла икона с изображением Богородицы. Архиепископ вынес ее на крепостную стену, и в нее ударила стрела нападавшего - икона оборотилась к врагам и начала источать слезы. Тут гром небесный поразил наступавших, и те ударились в бегство. С тех пор появление - "знамение" Богородицы стало праздноваться в Новгороде и потом в Москве.
Сын священника этой церкви был, по некоторым известиям, Лжедимитрием II, "Тушинским вором". В "расспро-сных речах", т. е. в протоколах следствия, ведшегося властями после подавления выступления самозванца (в 1608 г.) было записано: "...сказывал де с пытки князь Дмитрей Мосалской Горбатой, а был на Костроме от вора (т. е. Лжедимитрия II - Авт.) воевода, который де вор называется Царем Дмитреем и тот де вор с Москвы, с Арбату от Знаменья Пречистыя из-за Конюшен попов сын Митка..."
Одноглавый четверик церкви был выстроен в первой половине XVII в. после Смутного времени - известно, что в 1629 г. ее деревянное здание горело, а в 1657 г. она значилась уже каменной. В 1667 г. подали прошение: "Вели Государь у тое церкви Знамения Богородицы построить колокольню каменную", во второй половине XVIII в. она была построена заново.
Церковь закрыли в 1929 г. "ввиду острой необходимости рабочих и служащих РВС (т. е. Революционного Военного Совета, помещавшегося радом, в доме № 19 - Авт.) и 1-й типографии Наркомата военных и морских дел в помещении клуба", и через два года разрушили.
От церкви через переулок была перекинута арка, соединявшая ее с соседним дворцом (№ 23/19). Здесь во второй половине XVIII в. находились каменные палаты Ф. М. Апраксина и Ф. М. Толстого, разделявшиеся переулком, ведшим к церкви св. евангелиста Луки (позднее переулок ликвидировали и вход в него закрыли зданием питейного дома). К 90-м гг. XVIII в. оба владения вместе с питейным домом перешли к генералу С. С. Апраксину, который построил по линии Знаменки длинное двухэтажное здание (проект приписывается Ф. И. Кампорези). В 1812 г. в этом доме останавливался Стендаль, пришедший в Москву вместе с наполеоновской армией.
После пожара 1812 г. дом был быстро отстроен, и в нем четыре года (в 1814 - 1818 гг.) играла труппа Московского императорского театра. Впоследствии на сцене выступали крепостные артисты самого Апраксина, славившегося своими праздниками и балами. Известно, что в феврале 1827 г. один из спектаклей апраксинского театра посетил А. С. Пушкин; об этом театре вспоминал Александр Герцен, бывавший в нем в детстве. После смерти С. С. Апраксина дом был приобретен за 350 тысяч рублей (часть из них была пожертвована П. П. Бекетовым) Александринским сиротским институтом, созданным "для призрения сирот чиновников, умерших от холеры в Москве" (его перевели из дома Разумовского на Гороховом поле), и здание было значительно переделано. В 1850 г. институт преобразовали в Александровское военное училище, которое закончили писатель А. И. Куприн (здесь он написал свой первый рассказ, за что и был посажен на гауптвахту), актер Б. В. Щукин, историк П. Н. Миллер, советский военный деятель М. Н. Тухаческий, там преподавали С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, В. И. Герье. В октябре - ноябре 1917 г. училище стало основным очагом сопротивления войскам большевиков.
Впоследствии в здании находился Реввоенсовет, комиссариат и министерство обороны. В 1944 - 1946 гг. здание полностью перестроили по проекту архитекторов М. В. Посохина и А. А. Мндоянца, приложив к нему тяжелый 12-колонный портик, тимпан (треугольное поле) которого заполнен до отказа военными атрибутами.
Малый Знаменский переулок (называвшийся с 1926 г. улицей Маркса и Энгельса) почти точно повторяет изгибы Большого. Как и он, Малый Знаменский начинается от Волхонки. С его правой стороны - величественное здание Музея изящных искусств имени Александра III (в советское время - с 1932 г. - он стал называться Музеем изобразительных искусств, а в 1937 г. имени А. С. Пушкина, хотя поэт никакого отношения ни к музею, ни к его коллекциям не имел). Здание музея находится на территории старинного конюшенного (или колымажного) двора московских государей, который был показан на этом месте еще на первых планах-рисунках Москвы конца XVI в.
Согласно описанию, сделанному в XVIII в., по всему периметру участка, занимавшего квартал между Волхонкой и переулками, стояли одноэтажные здания, где находились конюшни, манеж, "ложа для благородных зрителей" (со стороны Малого Знаменского переулка), несколько домов для солдат и служителей, "большой анбар, где стоит богатой старинной экипаж и конския старинныя уборы лежат", а также "навес для просушки старинного богатого экипажа".
В конце XVIII в. здесь открылся манеж для обучения верховой езде молодых московских дворян, который существовал почти до 60-х гг. XIX в., и здесь также размещались воинские команды. В 1863 г. устроили пересыльную тюрьму, о которой вспоминали как о нечто ужасном: "это была отвратительная тюрьма, и вряд ли в каком-нибудь государстве земного шара существовало нечто подобное". В 1881 - 1882 гг. тюрьму уничтожили и сломали все строения - в самом центре Москвы долгое время был обширный пустырь, на котором хотели выстроить реальное училище, но Московскому университету удалось получить эту землю для постройки учебного музея.
Создание его неразрывно связано с профессором Иваном Васильевичем Цветаевым, который задумал создать при Московском университете учебный музей, в котором были бы собраны копии всех значительных произведений скульптуры мира.
Был объявлен конкурс, на котором первую премию получил Г. Д. Гримм, вторую - Л. Я. Урлауб, третью - П. С. Бойцов, но окончательный проект было решено передать Р. И. Клейну, создавшему шедевр, прославивший его имя. За этот проект Академия художеств присвоила Роману Ивановичу Клейну звание академика архитектуры.
В 1898 г. в летний день 17 августа происходила закладка здания, а строительство его продолжалось с некоторыми перерывами почти 12 лет. Применялись лучшие строительные материалы не только из России, но и Финляндии, Швеции, Польши, Италии, Венгрии. Все проектные и строительные работы происходили под непосредственным наблюдением Цветаева, старавшегося добиться точного воспроизведения деталей греческой архитектуры. К отделке залов были привлечены многие известные художники - И. И. Нивинский, К. П. Стеанов, П. В. Жуковский и другие.