Свели Алексафию с крыльца, усадили в карету, отвез ее детина к змеиной пещере и оставил одну. Села Алексафия на крутом морском берегу и стала молиться Спасу Пречистому, Миколе Барградскому и Егорью Храброму. Услышал Господь ее молитву и послал Егория Храброго "для хранения девицы от змея лютого".
Прискакал Егорий на добром коне, сошел с коня, девице поклонился: "Бог на помочь тебе, царская дочь Алексафия!" Дал Егорий девице шелковый повод в белые руки, сказал:
Подержи ты, говорит, Алексафия, моего коня,
А больше того смотри сама на сине море:
Когда на море волна будет подыматися,
Из пещеры змея лютая появлятися,
Ты тогда меня, девица, ото сна буди.
Так сказал Егорий, лег на траву и уснул.
Держит Алексафия коня за повод, а с моря глаз не спускает. Вдруг на море волна поднялась, лютый змей показался. Алексафия стала Егория будить, будит его, а он не просыпается. Испугалась девица, расплакалась, покатились горючие слезы, упали на Егорьево белое лицо, от того пробудился Егорий, свет, Храбрый.
Взял Егорий свое копье булатное, вышел встречь змея лютого, ударил копьем в прожорище, приговаривая: "Так будь, змея, кротка и смирна, пей и ешь, что я тебе повелю, что Алексафия благословит".
Распоясал Егорий свой шелковый пояс, продел сквозь змеиное прожорище, дал конец Алексафии и наказал:
Поведи-ка, Алексафия, змея лютого
Во свое во царство Рахлинское,
Скажи батюшке царю Агапию,
Пущай поверует в веру христианскую,
Пусть построит он три церкви соборные.
Ежели не поверует он в веру христианскую,
То пусти змею на волю,
Потребит змея их всех до единого,
Не оставит им людей на семяны.
Привела Алексафия змея в город, сказала, что велел Егорий, царь Агапий с радостью согласился поверовать в веру христианскую, обещал построить три церкви: церковь Матери Божьей Богородицы, Троицы Живоначальной и святого Егорья, свет. Храброго, а еще сказал:
Я не раз Егорью в году буду праздновать,
Я не раз году - два раза.
В православном церковном календаре два праздничных дня посвящены святому Георгию: Егорий весенний - 23 апреля (6 мая) и Егорий осенний - 26 ноября (9 декабря).
По народному календарю на 23 апреля, на Егория весеннего, приходилось начало весенних сельскохозяйственных работ, впервые выгоняли скотину на пастбище. Крестьяне по многолетнему опыту знали, что в этот день окончательно устанавливается весна. "Пришел Егорий - и весне не уйти", - утверждает пословица. В этот день на пашнях служили молебны, окропляли их святой водой. Считалось, что в этот день святой Егорий ходит по полю и осматривает, по добру ли растет хлеб, а на лугах и на выпасах землю отмыкает, зеленую траву в рост пускает. Утренняя роса на Егорьев день, по поверью, обладала особой силой, поэтому в деревнях люди катались на нивах по росе, чтобы быть сильными и здоровыми, как "Юрьева роса".
В некоторых областях России, рассказывает известный фольклорист А.Н.Афанасьев, в этот день существовал обряд чествования Зеленого Егора. Молодого парня украшали зелеными ветками, на голову ему клали круглый пирог, в руку давали зажженный смоляной факел, и в таком виде, окруженный толпой девушек, поющих весенние обрядовые песни, он обходил засеянные поля. Потом разводили костер, рассаживались вокруг него, делили пирог, чтобы каждому досталось по куску.
Так же с соответствующими обрядовыми действиями выводили после зимнего содержания в хлеву скотину на подножный корм. Ее гнали освященной вербой, а выгнав в поле, "окликали" Егория, поручая ему скотину:
Егорий ты наш Храбрый!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.
Среди пастушеских поверий и присловий главным было твердое убеждение: "Хоть все глаза прогляди, а без Егорья не усмотришь за скотиной". Причем выгоняли скотину в первый день ранним утром, пока не обсохла на траве "Юрьева роса", от которой коровы бывают тучны и удойны.
А по возвращении скотины с первой пастьбы хозяева говорили другой заговор: "Встретил наш скот - милый живот - святой великомученик Егорий на белом коне; в рученьках у него, Егорья-света, щит огненный. Бьет он - побивает всех колдунов и колдуниц, воров и вориц, волков и волчиц".
Покровитель землепашества и скотоводства, Егорий считался вообще покровителем плодородия и браков: девушки молили его о женихах.
Осенний, или холодный, Егорий - 26 ноября - праздник в память "освящения храма святого великомученика Георгия, иже в Киеве у златых врат Святой Софии", построенной Ярославом Мудрым в 1051 году. Но предание утверждает, что именно в этот день Георгий избавил от лютого змея Рахлинское царство.
К осеннему Егорию заканчивались сельскохозяйственные работы, и крестьяне праздновали их окончание, благодарили святых помощников, и прежде всего Егория, за урожай. В Древней Руси, до конца XVI века, это время, "за неделю до Юрьева дня и неделю по Юрьеве холодном", крестьяне-батраки, получив расчет, имели право уйти от хозяина, на которого работали. Это право, поддержанное "Судебником" Ивана III, защищало крестьян от полного закабаления. Как бы ни плох оказывался не распознанный при найме хозяин, батрак знал, что мучиться ему только до Юрьева дня. "Мужик - не тумак (глупец), - говорили тогда, - знает, когда живет на белом свете зимний Юрьев день".
Но этот же день поминается и в одной из самых горьких русских поговорок: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!", появившейся после того, как в конце XVI века право на переход крестьян от одного хозяина к другому было отменено и они были закреплены за определенным владельцем. Но народного отношения к самому святому Георгию это не изменило: в популярности, народной любви, количеству народных легенд и поверий из всех старинных святых он уступает, пожалуй, одному лишь Николаю Чудотворцу, и недаром называют святого Георгия всем людям "помощником и светлым заступником".
Во время церковной службы 23 апреля - в праздник "святого славного великомученика, победоносца и чудотворца Георгия" - звучит следующая молитва ему:
"О всехвальный святый великомученик и чудотворче Георгие! Призри на нас скорою твоею помощию и умом Человеколюбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие и во всем изобилие, и да не во зло обратим даруемое нам тобою от Всещедрого Бога, но во славу святого имени Его и в прославление крепкого твоего заступления, да подаст Он стране нашей и всему воинству на супостаты одоление и да укрепит непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас Святых Ангел своих ополчением, во еже избавитися нам по исходе нашем из жития сего от козней лукавого и тяжких воздушных мытарств его и неосужденными предстати Престолу Господу Славы..."
Внешний облик святого Георгия в русской народной традиции обрисовывается из духовных стихов о нем, очень близких по поэтике к былинам. Но, кроме литературного портрета, в одном из них содержится ссылка на изобразительный источник:
На земле зародился могуч богатырь
Да по имени Егорий, свет, Храбрый.
Он списал свой лик на образе,
Дак он поставил образ за престол Божий,
Завещал попам, отцам духовным
Дак всему миру православному.
Самые древние русские иконные изображения святого Георгия относятся к XII веку. Это, конечно, не значит, что не было более ранних икон, речь идет о сохранившихся.