Почитание великомученика сначала распространилось на Востоке, затем проникло и в христианские страны Европы.
Молитва святому Георгию не оставалась тщетной, поэтому он прославился многими чудесами, о которых рассказывается в его "Житии".
Об одном из таких чудес - о том, как он спас город от чудовищного змия, - также рассказано в его "Житии". Возле одного языческого города поселился в пещере страшный змий, похищавший и губивший его жителей и творивший иную "пакость". Чтобы умилостивить змия, жители приносили ему в жертву своих детей. Подошел черед царской дочери, ее одели в багряницу и проводили к змиевой пещере. Она не хотела умирать, била себя в перси и "власы терзаще". Мимо ехал святой Георгий. Узнав о горе девушки, он вознес молитву Богу и вступил в бой со змием; бой кончился тем, что змий смирился и пал Георгию в ноги.
Георгий велел царской дочери обвязать шею чудовища своим поясом и вести змия в город.
В городе Георгий на глазах у всех отрубил змию голову, дабы все видели, что их злодей уничтожен. Спасенные горожане возрадовались и, оставив свою языческую веру, крестились во Христа.
"Житие святого Георгия" было написано несколько столетий спустя после его гибели, к этому времени в народных преданиях сохранились лишь самые общие сведения о нем: о его высоком происхождении, о том, что он был воин, о его мученической смерти, да еще предание утверждало, что он был молод и прекрасен собой.
Краткость сведений, заключавшихся в "Житии", огромная популярность святого Георгия порождали у всех христианских народов множество легенд и преданий.
На Руси о святом Георгии, видимо, узнали еще до всеобщего принятия христианства. Он считался покровителем воинов и князей, и поэтому в 988 году сын великого князя Владимира Ярослав при крещении получил христианское имя Георгий. Ярослав почитал своего небесного покровителя, его именем он назвал основанный в чудской земле город - Юрьев, в честь него основал в Киеве монастырь и церковь. Церковь была освящена 26 ноября, в день, когда, по преданию, произошла битва Георгия со змием. С тех пор в православном календаре день освящения этой церкви считается праздничным, и в православном месяцеслове имеет название: "Освящение храма Святого великомученика Георгия, иже в Киеве у Златых врат Святой Софии".
Князь Юрий Долгорукий также в честь своего святого покровителя основал город Юрьев-Польской и построил несколько церквей.
Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликовской битвы, в знак благодарности за победу заложил в великокняжеском селе Коломенском церковь во имя святого Георгия.
В воинской и княжеской среде Георгий почитался прежде всего как воин, и к его имени прикладывали постоянный эпитет - Победоносец. В широкой же народной среде святого Георгия почитали как покровителя не только воинов, но и крестьян, пастухов, крестьянской скотины, дикого зверя, а также плодородия и браков. Такой образ Георгия поддерживался и его именем (по-гречески Георгий значит "земледелец"), и тем, что праздники в его память приходятся один на весну - 23 апреля (6 мая) - это Егорий весенний, другой на осень - 26 ноября (9 декабря) - Егорий осенний, а между ними заключен весь цикл сельскохозяйственных работ и забот, с их начала до завершения.
На Руси наряду с книжными житиями святых издавна бытовали сказания о них, пришедшие из глубины веков не в виде записанного текста, а устного рассказа - предания. Обычно предание дополняло и развивало писание, порой весьма далеко отходя от него. Писание и предание сосуществовали, не противореча в главном друг другу, но, как правило, в предании образ святого представал более конкретным, человечным и отвечал народному идеальному представлению о жизни и нравственности. Наиболее распространенным фольклорным жанром на религиозные темы были стихотворные ритмизированные повествования - духовные стихи, которые пели нищие слепцы, жившие подаянием, - калики перехожие. Духовные стихи, которые они пели, производили на слушателей огромное впечатление, так как они не только возбуждали интерес своим сюжетом, но затрагивали чувства.
А. Н. Радищев в "Путешествии из Петербурга в Москву" рассказывает о таком слепце, поющем духовный стих, которого он встретил на ямской станции в подмосковном Клину.
"Как во городе во Риме,
Там жил да был Евфиам князь...
Поющий сию народную песню, называемую "Алексеем божиим человеком", был слепой старик, сидящий у ворот почтового двора, окруженный толпою по большей части ребят и юношей. Сребровидная его глава, замкнутые очи, вид спокойствия, в лице его зримого, заставляли взирающих на певца предстоять ему благоговением. Неискусный хотя его напев, но нежностию изречения сопровождаемый, проницал в сердца его слушателей, лучше природе внемлющих, нежели взращенные во благогласии уши жителей Москвы и Петербурга внемлют кудрявому напеву Габриелли, Маркези или Тоди. Никто из предстоящих не остался без зыбления внутрь глубокого, когда клинский певец, дошед до разлуки своего ироя, едва прерывающимся ежемгновенно гласом изрекал свое повествование. Место, на коем были его очи, исполнилося исступающих из чувствительной от бед души слез, и потоки оных пролилися по ланитам воспевающего. О природа, колико ты властительна! Взирая на плачущего старца, жены возрыдали; со уст юности отлетела сопутница ее, улыбка; на лице отрочества явилась робость, неложный знак болезненного, но неизвестного чувствования; даже мужественный возраст, к жестокости толико привыкший, вид воспринял важности. "О! природа!" - возопил я паки...
Сколь сладко неязвительное чувствование скорби! Колико сердце оно обновляет и оного чувствительность. Я рыдал вслед за ямским собранием, и слезы мои были столь же для меня сладостны, как исторгнутые из сердца Вертером..."
Широкое распространение духовных стихов отмечал и во второй половине XIX века П.И. Якушкин, писатель и этнограф, которому принадлежат лучшие записи стихов о Егории. В очерке "Мужицкий год", в той его части, где речь идет о праздниках, он пишет: "Престольный праздник у мужиков празднуется по возможности хорошо; на этот праздник по-праздничному собираются все родные и приятели. Всяк сходит в церковь к обедне, а время нет, то зайдет в церковь, Богу свечку поставит и выйдет из церкви, набожно перекрестясь, а у церкви старцы с чашечкой в руке, и поют стихи про Лазаря, Егория, Федора Тирона, да этих стихов много..."
Про святого великомученика Георгия Победоносца, называемого в народе обычно Егорием или Юрьем, на Руси пелись духовные стихи на два сюжета, известных из его жития: первый сюжет - о его мучениях, второй - на тему "чуда Георгия о змии", то есть о победе святого над страшным драконом. Эти сюжеты разрабатывались каждым певцом-сказителем по-своему, поэтому существует множество вариантов, которые разнятся один от другого именами персонажей (разумеется, кроме главного - Егория), местом действия, включением новых эпизодов или развитием традиционных.
Стихи про Егория, про Егория, свет, Храброго, как обычно его величают, были основным произведением, благодаря которому формировалось народное представление о святом Георгии.
Духовные стихи про Егория довольно обширны по объему, поэтому приходится ограничиться пересказом с цитатами, взятыми из различных вариантов.