Подобная идентификация изображения на государственном знаке с самим государем или святым, в честь которого он назван (что подразумевает его же), была традиционна для России, и переступить эту традицию русская бюрократия не решалась.
В то же время неофициальное толкование изображения всадника в московском гербе как святого Георгия Победоносца было едва ли не всеобщим. Для русских было совершенно очевидным тождество изображения на православных иконах и в гербе. Иностранцы, не связанные русской бюрократической традицией, прямо называли всадника святым Георгием. С. Коллинс, англичанин, придворный врач царя Алексея Михайловича, в своем сочинении "Нынешнее состояние России" объясняет, что всадник на груди орла - это "святой Георгий на коне". Также и И.Г. Корб без всяких оговорок пишет, что московский герб "представляет св. Георгия".
Петру 1 оставалось сделать лишь один последний шаг и царским словом официально признать Георгия Победоносца московским гербом. Что он и сделал.
В недавнем прошлом советские "специалисты по геральдике" оспаривали Петра. Так, например, Н.Н. Сперансов в книге "Земельные гербы России" (1974 г.) писал про герб Москвы: "Наши предки видели в конном воине-ездеце символ нащего отечества, а в зловещем змее - поверженных врагов русского народа. К сожалению, эта знаменательная эмблема, ставшая позднее гербом столицы, подверглась в дальнейшем грубому искажению, а затем и переделкам. В результате воин-ездец превратился в начале XVIII столетия в мифического Георгия Победоносца. Эти изменения старинной эмблемы произошли по вине иностранцев, приглашенных на службу в русское геральдическое ведомство, не понимавших русскую национальную символику, но знавших легенду о фантастическом подвиге "святого" Георгия, якобы освободившего царевну Аи от злого змея".
Возвращение в герб Москвы того образа всадника, который он имел в течение трехсот лет до перерисовки его фон Энденом, после официального его утверждения совершилось не сразу и с новыми искажениями.
В 1850-е годы управляющим Гербовым отделением Департамента герольдии стал немецкий "ученый нумизмат" на русской службе Б.В. Кене. "Барону фон Кене не понравился общий тип русского герба, - писал в начале XX века, подводя итоги его деятельности в русской геральдике, историк П. Белавенец. - Кене решил изменить нашего орла на австрийский лад, а вообще всю печать на манер прусской..."
Прежде всего, Кене повернул всадника на гербе Москвы по западноевропейским правилам в правую сторону, и с 1856 года до Октябрьской революции 1917 года Георгий Победоносец изображался на гербе в таком неестественном положении: он вынужден был бросить узду и, держа копье двумя руками, колоть слева, как левша.
В царствование Николая 1 и Александра II Георгий Победоносец изображался в западноевропейских сплошных доспехах, при Александре III ему вернули прежний античный доспех. Рисунок герба Москвы царствования Александра III хранится в Петербурге, в Эрмитаже. Последнее высочайшее утверждение герба датируется 23 февраля 1883 года, где он утвержден как элемент Большого государственного герба: "На груди орла герб Московский: в червленом с золотыми краями щите Святый Великомученик и Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотой бахромою, коне, поражающий золотого, с зелеными крыльями, дракона, золотым, с осьмиконечным крестом на верху, копьем".
Такое навершие копья должно было подчеркнуть, что изображен святой всадник, а не просто воин.
Рисунок московского герба 1883 года последовательно изображался на государственном гербе, гербе Московской губернии, но иногда, видимо в силу каких-то канцелярских недосмотров и несогласований, использовался старый. Самое распространенное и авторитетное русское справочное издание - многотомный "Энциклопедический словарь" издательства Брокгауза и эфрона - в статье "Герб" приводит изображение государственного герба и герба Московской губернии образца 1883 года.
Формальное "исправление" русских гербовых эмблем по правилам западноевропейской геральдики вызывало в среде русских историков-геральдистов протест. Крупнейший геральдист второй половины XIX века, автор труда "Русская геральдика", А.Б. Лакиер, обосновывая национальную самобытность русской геральдики, заявлял: "Нам кажется непонятным желание применять к нашему государственному гербу, как и вообще к эмблемам в русских гербах, начала западной, нам чуждой, геральдики".
Критикуя результаты деятельности руководителей Герольдии, Лакиер как отрицательный пример приводит вносимые ими изменения в московский герб. Он отвергает упреки западных геральдистов в незнании русскими составителями гербов "правил рыцарской геральдики", выражающихся, в частности, в левом повороте всадника. Всадник, пишет Лакиер, "был обращен влево и остается (написано до "исправления" герба Б. Кене. - В.М.) в этом положении в течение шести столетий. Если оно и не соответствует правилам рыцарской геральдики, то давность стоит за твердость и неприкосновенность эмблемы, на которой так ярко отразились убеждения московских великих князей и государей всея России".
"Из областных гербов наших, - подводит итог Лакиер, - самый твердый и ранее других установившийся есть герб московский. Неразрывное его соположение с двуглавым орлом в государственном гербе, частое употребление, наконец, та идея, которая ему придавалась московским великим князем и царем, должны были охранять изображение это от всяких произвольных перемен и нововведений. В отечестве нашем уважение к этому гербу было постоянно, и потому, в сущности, он был неприкосновенен. (В другом месте автор замечает: "У нас в гербе всадник на коне искони и всегда обращен в левую сторону, и, конечно, никакой русский художник без нужды не переменил бы такого его положения".) Иностранцы же, в России бывшие, позволяли себе делать в этой эмблеме произвольные изменения".
В Москве конца XIX - начала XX века неохотно и редко пользовались официальным московским гербом. Зато было создано много художественных произведений на его тему, более связанных не с официальным гербом, а с традиционным иконописным изображением Георгия Победоносца. Из этих произведений сейчас можно увидеть барельеф на фасаде Третьяковской галереи работы В.М. Васнецова (1902 г.), цикл гравюр В.А. Фаворского, посвященных Георгию Победоносцу (1908 г.), литографию Н.С. Гончаровой "Св. Георгий" (1914 г.), публикующихся в монографиях об этих художниках, и другие.
При обилии рисунков официальный герб оказался забытым до такой степени, что в энциклопедии "Москва" (издательство "Советская энциклопедия", 1980) под фотографией барельефа В. Васнецова подпись сообщает: "Изображение быв. герба Москвы".
Тот же неофициальный, но народный образ Георгия как знак герба Москвы находим в поэзии начала XX века у крупнейших поэтов того времени.
В феврале 1904 года А. А. Блок написал стихотворение "Поединок". В нем воплотилось его эмоциональное восприятие Москвы.
Поэзию Блока в Москве поняли и приняли прежде, чем в Петербурге, и впервые его стихи были приняты к печати московским альманахом "Северные цветы". Получив уведомление об этом, Блок писал одному из московских друзей: "Мне лично тут еще, кроме всего другого, особенно важно, что мои стихи будут помещены в московском сборнике - оттого, что Ваша Москва чистая, белая, древняя, и я это чувствую..." В Москве же в 1904 году вышел и первый сборник Блока - "Стихи о Прекрасной Даме".