Царь Петр Алексеевич с детства знал, что всадник на московской печати - это святой Георгий Победоносец. Он, конечно, не раз рассматривал росписи Коломенского дворца, о котором ученый монах, учитель царских детей, Симеон Полоцкий, написал оду и в ней объявил новый царский дворец "осьмым" чудом света, которое "ныне на Москве явися". Несколько строф Симеон посвятил его росписям и начал описание их такими словами:
Написания егда возглядаю,
Много историй чюдных познаваю.
Один из покоев Коломенского дворца был расписан "клеймами государевыми", то есть эмблемами российских и других земель, работы опытных царских художников Ивана Мировского и Станислава Лопуцкого.
Гербовые эмблемы сами по себе должны были привлечь внимание ребенка и вызвать вопросы, что же они означают, и нельзя представить, чтобы Симеон Полоцкий не воспользовался этим и не рассказал царевичу "истории чюдные", связанные с ними.
Документально известно, что еще в 1710-е годы, за десятилетие до своих указов о гербах, Петр называл всадника московской печати святым Георгием.
Петр 1 вообще интересовался гербами и гербовыми эмблемами, в его записных книжках имеются их наброски, поэтому рисунок и описание первого официального герба Москвы, безусловно, были сделаны если не по прямому указанию царя, то под его пристальным наблюдением.
Описание герба Москвы, принадлежащее Санти, однозначно определяет, что всадник, изображенный на нем, - святой Георгий, в нем говорится: "Поле красное, на котором изображен святой Георгий с золотою короною... обращен он налево, он же одет, вооружен и сидит на коне. Оной святой Георгий держит свое копье в пасти, или во рту, змея черного".
Наиболее раннее изображение герба Санти - это акварельный рисунок 1730 года "герба для знамен Московского полка" (а именно для помещения на знаменах Петр 1 и предполагал использовать городские гербы), ныне находящийся в санкт-петербургском Эрмитаже.
По этой акварели видно, что изобразительное и цветовое решение герба Москвы эпохи Петра 1 опирается на рисунок государственной печати царя Алексея Михайловича и традиционное иконописное изображение на русских иконах "Чуда Георгия о змие" XV - XVI веков.
Смерть Петра 1 и арест графа Санти остановили работу по "сочинению" и введению городских гербов. Политические обстоятельства не способствовали этому. Однако Герольдия продолжала существовать, и преемники Петра на троне вынуждены были заниматься ее судьбой, хотя и не проявляли заинтересованности в плодах ее деятельности.
В 1727 году заниматься герботворчеством обязали Академию наук и персонально немецкого профессора И.С. Бекенштейна, специалиста в области юриспруденции. Отказываясь от этой должности, он писал: "Я в сем деле великим искусством хвалиться не могу, понеже я никогда особливого старания в геральдике не имел... и никогда профессором геральдики не бывал, сюда не затем призван, как то академические протоколы и мое призывание засвидетельствовать могут". Однако Бекенштейн все-таки был назначен на должность, и ему поручили подготовить группу студентов для практической работы в Герольдии. Несколько лет спустя в рапорте он жаловался, что его преподавание не дало желаемых результатов, что геральдике пожелали учиться лишь студенты-"чужестранцы", "некоторые дети, от иноземцев в России рожденные", а из "российской нации у меня в обучении никого не бывало, и для того учения никто ко мне не явился ж".
Вновь возник интерес к городским гербам и появилась практическая необходимость в них в царствование Екатерины II.
В связи с реформой местного управления, предпринятой в 1770-1780-е годы, по которой города получили некоторые элементы самостоятельности в управлении городскими делами, гербы обрели новое назначение - правового символа, аналогичного свободным городам Западной Европы. В основном документе городовой реформы "Грамоте на права и выгоды городам Российской империи" (21 апреля 1785 г.) имелся пункт, обязывавший "городу иметь герб, утвержденный рукою императорского величества, и оный герб употреблять во всех городовых делах".
В 1770-1780-е годы "товарищем герольдмейстера" служил подполковник И.И. фон Энден, строевой офицер, прошедший службу во фрунте от солдата до майора. Сохранились документальные свидетельства того, что фон Энден сам "сочинял гербы". Ко времени его службы в Герольдии уже существовало большое количество городских гербов, но некоторые из них он "исправлял". Такому "исправлению" подвергся и герб Москвы. В "исправленном" виде он был высочайше утвержден 20 декабря 1781 года.
Преемственность нового герба Москвы с прежним подчеркивалась в специальном примечании к его описанию: "Старый герб". Да и описание также соответствовало прежнему: "Святый Георгий на коне... в красном поле, поражающий копием черного змия".
Но если на гербе Санти святой Георгий был изображен в греческо-византийском доспехе, закрывающем лишь грудь и спину, так называемом полудоспехе, то Энден одел его в полный доспех, в сплошной панцирь, закрывающий всадника от пяток до макушки, придав ему классический облик немецкого рыцаря XV -
XVI веков. Традиционный образ святого Георгия был заменен совершенно иным персонажем.
Хотя "сочиненный" фон Энденом герб был высочайше утвержден, им старались не пользоваться. В архивах сохранились рисунки московского герба конца XVIII - начала XIX века. В Государственном историческом музее имеется рисованный курским землемером Иваном Шошиным в 1784 году "Гербовник лицевой" (то есть иллюстрированный), в котором Георгия на московском гербе художник изображает в полудоспехе. Так же в полудоспехе изображен он на знамени Донского войска 1795 года, на государственном гербе России 1799 года, на георгиевских адмиральских флагах 1819 года, акварельные рисунки которых находятся в петербургском Эрмитаже.
Кстати сказать, на введенном Екатериной II в 1769 году военном ордене Святого Великомученика и Победоносца Георгия, ставшего самой почетной и распространенной (потому что им награждались и солдаты) воинской наградой, сохранялось прежнее изображение святого.
В XIX веке, пройдя ряд промежуточных изменений-исправлений, Георгий на гербе Москвы вновь обретает греческие доспехи и в 1882 году получает высочайшее утверждение как один из элементов Большого государственного герба.
Неприятие герба Москвы, "сочиненного" фон Энденом, объяснимо и закономерно. Ко времени его создания в России уже несколько веков существовал сложившийся определенный образ Георгия Победоносца, воплотившийся в иконописи и в фольклоре, вошедший в пантеон русских народных эпических героев. Изображение его в виде заурядного "латынского" рыцаря, которых бил Александр Невский, никак не соответствовало народной традиции и даже в какой-то степени оскорбляло ее.
В "Житии святого великомученика Георгия" говорится, что он родился во второй половине III века в Каппадокии, малоазийской провинции Римской империи, в знатном семействе, был воином и имел высокий чин военного трибуна. Приняв христианскую веру, он роздал свое имущество бедным и пошел открыто проповедовать учение Христа. В 303 году римский император Диоклетиан (284-305 гг.) начал жестокие гонения на христиан, желая искоренить христианство. Попал в руки палачей и Георгий. Его подвергли мучениям, требуя отречься от своей веры, он отказался, и тогда его казнили - отсекли мечом голову.