Главный образ "Стихов о Прекрасной Даме" - Она, Лучезарная Жена, Дева алых вечеров, сюжет и содержание - история влюбленности поэта в Л.Д. Менделееву.
В весенних и летних Москве и подмосковном Шахматове зародилась, росла и переживалась эта влюбленность, в осеннем и зимнем Петербурге пришли сомнения, ему казалось, что любимая девушка избегает его, поэтому все окружающее представало в мрачном виде, и он называет город "столицей угнетенного Петра".
С.М. Соловьев - близкий друг и родственник Блока вспоминает, что стихотворение "Поединок" было написано сразу после возвращения поэта из Москвы в Петербург и в нем "изображалась борьба Петербурга с Москвой... Петра 1 со... св. Георгием Победоносцем". Блок приехал в Петербург в конце февраля. В Москве в это время (а по новому стилю это уже первые дни марта) весна уже пришла, в Петербурге она только предчувствовалась, "веяла", но словно кто-то мешал ее приходу. Блок в этом стихотворении описывает битву Всадника на черном коне, заступающего путь весне, и Всадника на белом, открывающего ей дорогу.
Определенно четки и понятны образы всадников. Блок использует для противопоставления символы двух городов: "Дед" на черном коне - общепризнанный символ Петербурга - конный памятник его создателю работы Фальконе, "Светлый Муж" на белом - Георгий Победоносец - святой покровитель Москвы.
Вдруг летит с отвагой ратной -
В бранном шлеме голова -
Ясный, Кроткий, Златоглавый,
Кем возвысилась Москва.
Светлый Муж ударил Деда!
Белый - черного коня!..
Пусть последняя победа
Довершится без меня!..
Я бегу на воздух вольный,
Жаром битвы утомлен...
Бейся, колокол раздольный,
Разглашай весенний звон!
Вечно молодым, светлым, ясным воином весны и возрождения - таким увидел и воплотил Блок в своей поэзии гербовый символ Москвы.
Этот же образ семнадцать лет спустя, в 1921 году, увлек Марину Цветаеву, у нее "рыцарь Георгий, меж спящими - бдящий", ведущий неравный бой с тьмою, окутавшей Россию:
- Сколь грозен и сколь ясен! -
И плащ его - был - красен,
И конь его - был - бел.
Плащ красен, конь бел.
В 1919 году в Белом движении была предпринята попытка сделать Святого Георгия (надо отметить, что в рядах белых армий было много георгиевских кавалеров) государственной эмблемой Единой России. Тогда же Марина Цветаева написала стихотворение, обращенное к образу Георгия Победоносца, находившемуся на Воскресенских воротах над Иверской часовней. Это стихотворение включено в сборник "Лебединый стан", посвященный Белому движению.
Московский герб: герой пронзает гада.
Дракон в крови. Герой в луче. - Так надо.
Во имя Бога и души живой
Сойди с ворот, Господень часовой!
Верни нам вольность, Воин, им - живот.
Страж роковой Москвы, сойди с ворот!
И докажи - народу и дракону -
Что спят мужи - сражаются иконы.
Советская власть уничтожила эмблематику дореволюционной России. 12 апреля 1918 года был принят декрет "О памятниках республики", более известный под названием "План монументальной пропаганды". Им предписывалось, в числе прочего, "подготовить... замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов и т.п. новыми, отражающими идеи и чувства революционной России". 27 февраля 1925 года Президиум Моссовета утвердил новый герб Москвы, составленный архитектором Д.Н. Осиповым - автором проекта монумента Советской Конституции, установленного в 1918 году на Советской (быв. Тверской) площади против Моссовета. (Снесен в начале 1941 года.) Вот авторское описание герба:
"Изображенный на сем листе рисунок утвержденного герба состоит из следующих элементов:
а) В центральной части в овальный щит вписана пятиконечная звезда. Это победный символ Красной Армии.
б) Обелиск на фоне звезды, являющийся первым революционным монументом РСФСР в память Октябрьской революции (поставленный перед зданием Моссовета). Это символ твердости Советской власти.
в) Серп и Молот - эмблема рабоче-крестьянского правительства.
г) Зубчатое колесо и связанные с ним ржаные колосья, изображенные по овалу щита, являются символом смычки города с деревней, где колесо с надписью "РСФСР" определяет промышленность, а ржаные колосья - сельское хозяйство.
д) Внизу по обеим сторонам изображены эмблемы, характеризующие наиболее развитую промышленность в Московской губернии: слева наковальня - это эмблема металлообрабатывающего производства, справа челнок - текстильного производства.
е) Внизу над надписью "Московский совет Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов", изображенной на ленте, расположена "динамо-машина" - эмблема электрификации.
Таким образом, в целом герб является синтезом деятельности Моссовета".
Этот герб Москвы в конце 1920 - начале 1930-х годов был изображен на печати Моссовета, печатался как марка на его изданиях но к концу 1930-х годов совершенно вышел из употребления. Сейчас этот герб сохранился на фасаде здания Верховного суда на Поварской улице и в узоре ограды Каменного моста через Москву-реку.
Несмотря на государственное запрещение коммунистической властью дореволюционных - "царских" - эмблем, совершенно вытравить память о них было просто невозможно. Старшее поколение, в том числе и те, кто собственноручно сбивал, замазывал царских орлов на стенах зданий, уничтожал их полиграфические изображения, знало их по личным воспоминаниям, молодежь представляла по дореволюционным произведениям живописи и графики, фотографиям в курсах истории, историческим кинофильмам.
С первых дней Великой Отечественной войны имя Георгия Победоносца зазвучало в открытую. Солдаты Первой мировой, которую в России всегда называли "германской", достали из заветных захоронок бережно хранимые, полученные на той войне Георгиевские кресты. Портреты георгиевских кавалеров с георгиевскими крестами на груди печатались в газетах и журналах. Был выпущен плакат, на котором изображен советский кавалерист в позе Георгия Победоносца, поражающий копьем фашистскую свастику со змеиными головами.
К святому Георгию обращались с молитвами. 6 мая 1945 года - весенний Егорий - совпал с Пасхой. В Москве (да, наверное, и везде в России) это совпадение восприняли как верный знак близкой окончательной победы.
Хрущевская "оттепель" затронула все стороны жизни страны, в том числе она как бы легализовала интерес к тем областям прошлого, которые не входили в рамки учебных программ. Тогда же возродился интерес к геральдике, и прежде всего к наиболее доступной ее области - геральдике городской и областной. В журналах появились статьи о старых гербах. Началось любительское сочинение новых гербов для городов и поселков, возникших уже после революции, а также приспособление и переделка старых гербов на современный лад.
В 1964 году Главное архитектурно-планировочное управление Мосгорисполкома объявило открытый конкурс на герб Москвы.
"Устроители конкурса, - говорилось в его программе, - обращают внимание участников на ответственность и историческую значимость стоящей перед ними задачи - создание нового герба г. Москвы.